<<
>>

5.8.Этический кодекс фармацевта

Особую важность приобретает вопрос о моральных качествах провизора, его отношения к профессиональному долгу, что на­шло отражение в учении о фармацевтической этике и деонтоло­гии. Мораль и этика возникли на определенном этапе развития общества в связи с необходимостью создания определенных пра­вил, регулирующих взаимоотношения людей.

Этика — это система норм нравственного поведения человека какой-либо общественной или профессиональной группы.

Термин «этика» был предложен еще Аристотелем, под которым он понимал науку о человеческой морали. На ранних этапах разви­тия человечества, когда фармация была неотъемлемой частью ме­дицины, этические нормы поведения медицинского персонала раз­рабатывались в странах Древнего Востока (Китае, Индии).

Однако наиболее полное отражение этические нормы пове­дения медицинского персонала получили в клятве Гиппократа (V—VI вв. до н.э.), которая является самым значительным и са­мым неподвластным времени трудом этого ученого. На протяже­нии многих веков выпускники российских и зарубежных меди­цинских и фармацевтических учебных заведений, приступая к практической деятельности, присягали избранной профессии клятвой Гиппократа.

Клянусь... исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу... Я направлю режим больных к их вы­годе сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости... Я не дам никому проси­мого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного за­мысла... Чисто и непорочно буду я проводить свое искусство...

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жиз­ни и в искусстве и слава у людей на все времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва Гиппократа 273

Отражение ее требований можно найти в трудах и деятельнос­ти Галена, Авиценны, в указе императора Священной Римской империи Фридриха II, который разделил права и обязанности врачей и фармацевтов и установил, в частности, клятву фарма­цевтов. Содержание всех международных и национальных меди­цинских кодексов и обязательств близко и созвучно клятве Гип­пократа. В настоящее время в России существует присяга врача РФ, в основе которой тоже лежит клятва Гиппократа.

Фармацевтическая этика определяет взаимоотношения фарма­цевтического персонала, нормы его поведения в различных ситу­ациях фармацевтической деятельности.

...Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную дол­жность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно...

Аптекарский устав

В России впервые высокий уровень нравственных и професси­ональных требований к фармацевтам был заявлен в первом Апте­карском уставе 1789 г. Высокие гуманные моральные нормы и нравственные требования предъявлялись к аптечным работникам на всех этапах развития российской фармации.

В 80-е гг. XIX в. профессиональная фармацевтическая этика определялась как обес­печение благоприятных морально-психологических условий (ле­чебно-охранительного режима) при оказании лекарственной по­мощи населению в аптечных организациях. Это подразумевало:

Аптечные работники должны внимательно и чутко относиться к по­сетителям аптеки, не допускать необоснованных случаев отказов и нару­шения сроков отпуска ЛС. Работники аптеки должны четко соблюдать внутренний трудовой распорядок дня, а также должны всегда находить пути к дружескому контакту с посетителями... Аптечные работники дол­жны проявлять особую осторожность в общении с больным, не давать справок о его заболевании с тем, чтобы это могло внушить опасение больному и тревогу за благоприятный исход заболевания или нарушить его психическое равновесие. Все недоразумения, связанные с неправильно выписанным или неправильно оформленным рецептом, должны выяс­няться с врачом... В случае отсутствия прописанного врачом лекарствен­ного средства аптечные работники должны предпринять все необходи­мые меры для обеспечения им больного... Надо стремиться, чтобы каж­дый посетитель ушел из аптеки не только с нужным ему лекарством, но и с хорошим настроением.

Понятие «деонтология» (от греч. «деон» —должное и «логос» — учение) было введено в начале XIX в. как наименование науки о профессиональном поведении человека. Фармацевтическая деон- нюлогия изучает принципы поведения фармацевтического персо­нала, направленные на максимальное повышение полезности ле­чения и устранение вредных последствий неполноценной меди­цинской работы.

В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был при­нят Этический кодекс российского фармацевта, провозгласивший главную цель профессиональной деятельности фармацевтов — всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь. Главное условие фармацевтической деятельности — всегда под­держивать высочайший профессиональный уровень, а также обя­занности, права и ответственность фармацевтов за нарушение профессиональной этики.

Фармацевтическая деонтология имеет свои направления и вклю­чает взаимоотношения: 1) фармацевта с обществом; 2) фарма­цевта с врачом; 3) фармацевта с больным; 4) фармацевта с фар­мацевтом. Эти направления нашли отражение в Этическом кодек­се фармацевтического работника России, разработанном в ММА им. И. М. Сеченова коллективом под руководством профессора П. В. Лопатина (1996).

Взаимоотношения фармацевтического работника и общества предполагают, что фармацевт должен оказывать фармацевтиче­скую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного поло­жения, возраста, социального статуса пациента. Право и долг фар­мацевтического работника — хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки. Он должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области обращения ЛС. Фармацевтический работ­ник несет личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии.

При общении с больным со стороны фармацевтического ра­ботника недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетер­пение, заносчивость, безразличие. У фармацевта и врача одна об­щая задача — возвращение здоровья пациенту, они должны рабо­тать в тесном контакте. Взаимодействие с коллегами должно стро­иться на уважении труда и опыта каждого члена коллектива, на сохранении благодарности и обязательств по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.

В 1997 г. Советом Международной фармацевтической феде­рации (Р1Р) также был принят «Этический кодекс фармацев­та», содержащий этические принципы и вытекающие из них про­фессиональные обязательства. В кодексе подчеркивается преиму­щество интересов больного перед личными и коммерческими интересами, фармацевт должен признавать право личности на свободу выбора лечения и соблюдать конфиденциальность ин­формации о больном. Кодекс признает, что профессиональная деятельность фармацевта служит в конечном итоге обществу в целом.

В 1969 г. американским биологом В. Ф. Поттером был введен термин «биоэтика». По его определению, биоэтика — это соеди­нение биологических знаний и человеческих ценностей. В настоя­щее время, по мнению ряда специалистов, наблюдается создание фармацевтической биоэтики как нормы поведения, отражающейся в профессиональном сознании фармацевтического работника. В силу специфики фармацевтической профессии, имеющей дело со здо­ровьем и жизнью человека, очень тяжелыми могут быть послед­ствия возможных ошибок. Порой трудно определить грань между моральными и правовыми нормами в фармацевтической деятель­ности. Еще древнеиндийский врач Сушрута сказал, что лекарство в руках знающего человека уподобляется бессмертию и жизни, в руках невежды — огню и мечу. В соответствии с «Основами зако­нодательства России об охране здоровья граждан» и Федераль­ным законом «О лекарственных средствах» в случае недобросове­стного выполнения фармацевтическими работниками своих про­фессиональных обязанностей, повлекшими причинение вреда здо­ровью граждан или их смерть, они обязаны возместить ущерб и подвергнуться дисциплинарной, административной или уголов­ной ответственности.

Российское уголовное законодательство выделяет следующие профессиональные преступления медицинских работников (в том числе фармацевтических):

неоказание помощи больному;

незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств и психотропных веществ;

хищение либо вымогательство наркотических средств или пси­хотропных веществ;

незаконная выдача или подделка рецептов или иных докумен­тов, дающих право на получение наркотических средств или пси­хотропных веществ;

незаконное занятие частной фармацевтической деятельностью;

нарушение правил обработки экологически опасных веществ и их отходов и т.д.

Если противоправные действия не причинили существенного вреда, то виновные несут только дисциплинарную ответствен­ность.

Требования фармацевтической этики и деонтологии распро­страняются на все виды деятельности провизоров и фармацевтов в сфере обращения ЛС. Необходимо помнить, что их профессио­нальные ошибки, не говоря уже о проступках или преступлени­ях, не только наносят моральную травму человеку и социальный вред обществу, но и дискредитируют высокое звание фармацев­тического работника.

<< | >>
Источник: Лоскутова Е.Е.. Управление и экономика фармации. В 4 т.Фармацев тическая деятельность. Организация и регулирование: учеб, для стул. высш. учеб, заведений / [И. В. Косова и др.|; под ред. Е.Е. Лоскутовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издатель­ский центр «Академия»,2008. — 400 с.. 2008
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 5.8.Этический кодекс фармацевта:

  1. Реферат. Этические проблемы искусственного оплодотворения2017, 2017
  2. Кодекс професійної етики акушера-гінеколога
  3. 1.1. Фармацевтична опіка як відповідальність фармацевта за ефективність терапії лікарськими препаратами перед конкретним індивідуальним пацієнтом. Практичні функції провізора, необхідні для здійснення опіки
  4. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  5. Литература
  6. Требования к персоналу
  7. Контрольні питання
  8. Особенности регулирования труда домашних работников
  9. Глава 29. Экспертиза степени тяжести причинения вреда здоровью. 29.1. Общие положения
  10. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  11. ПІДХІД ДО ПАЦІЄНТА
  12. 6.8. Фармацевтическая этика и деонтология