<<
>>

Глава VI. АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Гимнастические выступления. Краткая историческая справка

Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем развитии долгий путь от простых показательных выступлений для популяризации занятий гимнастикой до больших спортивно-художественных представлений, настоящих спектаклей с элементами театрализации.

Зрелищные возможности синхронных действий спортсменов в групповых, а затем и в массовых упражнениях с большим успехом использовались энтузиастами гимнастики в Европе конца прошлого столетия при организации Всесокольских гимнастических слетов. Родилась традиция, которую почти 100 лет поддерживали в Чехослова-

кии, организовывая знаменитые Спартакиады, основным содержанием которых были массовые спортивно-гимнастические выступления.

Позднее в Праге было выстроено специальное спортивное сооружение с огромным полем для проведения финальной части этих Спартакиад, известное всему миру как Страговский стадион.

По сей день существуют и пользуются достаточной популярностью Всемирные гимнастрады, регулярно приглашающие к участию в них гимнастов со всего земного шара. В их программу, помимо встреч специалистов, публичных демонстраций современных достижений и новейших методик для обучения этому виду физической деятельности, в доминирующем объеме включены гимнастические зрелища и массовые празднества.

В истории развития физической культуры и спортивного движения в нашей стране весьма заметный след оставили физкультурные парады. Проводились они в Москве, на Красной площади; пик популярности этих зрелищ пришелся на 30—40-е годы, когда количество участвующих спортсменов превышало сто тысяч человек (парады 1934-36 гг.).

В своем развитии физкультурные парады прошли несколько этапов, видоизменяясь и по организации проведения, и по содержанию выступлений. И если вначале это были хорошо организованные шествия, строгие перемещения по площади с короткими остановками перед главной трибуной, то в дальнейшем зрелище стало представлять собой калейдоскоп отдельных массовых выступлений делегаций различных спортивных обществ или союзных республик со своими собственными вариантами появления и ухода, композициями упражнений, оригинальными предметами и конструкциями.

Совершенно естественным выглядел постепенный переход физкультурных парадов с площади на стадион — на первых порах в виде повторов праздника для большего количества зрителей, а затем и окончательно. В 50-е годы меняется социальная востребованность спортивных зрелищ — начинается эра Спартакиад народов СССР. И полтора десятка спортивно-художественных праздников, связанных с церемониями открытия, а иногда и закрытия Спартакиад, явились уникальным фондом отечественной школы массового спортивного представления на стадионе.

Лучшие силы этой школы работали при подготовке и проведении грандиозных праздников открытия и закры-

тия VI и ХП Всемирных фестивалей молодежи и студентов, XXII Олимпийских игр, I и III Игр Доброй воли, I Спартакиады Содружества независимых государств.

Эти события, а также многочисленные празднования знаменательных государственных дат, юбилейных тор- • жеств в городах и краях, включавшие в свои программы спортивные представления, служили хорошим катализатором для развития массового спортивного театра, для практической подготовки профессиональных кадров в этой области физкультурного движения.

Славную плеяду специалистов по подготовке массовых спортивно-художественных представлений по праву могли бы возглавить К.

Я. Гойлезовский, И. А. Моисеев, И. М. Туманов, которые явно выделялись своими работами на стадионах среди большого количества других, не менее именитых профессиональных режиссеров и балетмейстеров. И спорт выдвинул из своей среды немало талантливых людей, понимающих толк в движениях, обладающих эстетическим вкусом и могучими организаторскими способностями. Наиболее известные из них А. Т. Брыкин, А. А. Губанов, М. Т. Окунев, Л. П. Орлов, М. Д. Сегал, Н. П. Серый, Я. Б. Теверовский, В. А. Губанов, Д. К. Осипов, М. А. Закута, М. В. Левин, Б. Н. Петров, Г. Б. Рабиль, В. А. Алексеев, Л. В. Немчик, Е. А. Мельников, В. М. Пашко.

Современная социальная потребность в специалистах

В настоящее время необходимость подготовки такого рода специалистов остается по-прежнему актуальной хотя бы из-за значительного снижения интереса зрителей к соревнованиям по различным видам спорта. Обрамление соревнований церемониями торжественного открытия и закрытия, запоминающаяся процедура награждения, сюрпризы для болельщиков в ходе соревнований и во время вынужденных или запланированных перерывов - все это работа спортивного режиссера, добротность которой может в какой-то мере помочь вернуть зрителей на трибуны спортивных залов и стадионов.

Кроме этого спорт располагает неограниченными возможностями для создания массовых зрелищ на стадионах и спортивных площадках, которые при удачном использовании имеющихся выразительных средств можно превращать в красочные сюжетные спектакли.

В основе организации такого рода спектаклей лежит «гимнастический метод» составления и разучивания двигательных композиций, а также особый стиль общения с большими группами участников, культивируемый обычно на академических занятиях основной гимнастикой — условная терминология, строевые команды и распоряжения, специальный методический алгоритм проведения учебнотренировочного (репетиционного) процесса. Поэтому очень часто в роли режиссеров спортивно-художественных представлений оказываются преподаватели-тренеры по гимнастике.

Выразительные средства массовых гимнастических выступлений

Выразительные средства массовых гимнастических выступлений — это различные виды физических упражнений, специально оранжированных для того, чтобы они могли с наибольшей степенью зрелищности реализовывать замыслы того или иного сценария.

В ряду этих средств находятся всевозможные построения и перестроения, массовые вольные упражнения, упражнения на специальных конструкциях и спортивных снарядах, акробатические упражнения, поточные упражнения, фоновые действия.

Построения и перестроения

Расположение участников выступления в определенном рисунке (орнаментальном или образно-смысловом), маршруты перемещений участников в такие рисунки, появление коллектива на основной площадке (выход), организованная эвакуация спортсменов с места действия — (уход) — все это требует не только подробного планирования действий каждого участника с точным учетом и расчетом роста, длины шага и всех используемых расстояний, но и достаточной высоты трибун для зрителей, удачного ракурса для обозрения. В этих случаях легко прочитывается и оценивается оригинальность предложенных рисунков (построений), количество вовлекаемых в действие групп участников и их состав, масштабность и динамичность перемещений (перестроений).

Построения и перестроения так или иначе представлены в каждом выступлении любого коллектива, а для содержа-

ния программ знаменных и фонирующих (см. ниже) групп они являются основными выразительными средствами.

Массовые вольные упражнения

Это, пожалуй, самая популярная составная часть всех массовых представлений, главный компонент любых показательных выступлений, своеобразная «хореографическая» основа спортивного зрелища.

Широкий диапазон трудности массовых вольных упражнений — от простейших движений рукой, ногой, туловищем и головой, доступных каждому «практически здоровому» человеку, до мыслимых и немыслимых сочетаний этих движений, доходящих иногда до уровня трюка — позволяет предлагать это средство любым категориям участников.

Содержание вольных упражнений может быть сугубо гимнастическим (собственно вольные упражнения с элементами малой акробатики), и может быть набором общеразвивающих упражнений типа «зарядки». В этом случае зрелищность композиции зависит в большей степени от скорости выполнения отдельных движений, от возможности изменять эту скорость (темпы и ритмы композиции), от соотношения движений различными частями тела, от количества и сочетания «высоких» и «низких» поз, от наличия или отсутствия «контрастных» действий, выполняемых разными группами участников одновременно и т.д.

Другую группу вольных упражнений могут составить упражнения имитационного или тематического характера. Перед автором композиции и участниками-исполнителями ставится задача показать при помощи движений тот или иной вид человеческой деятельности (трудовой, спортивной, военной и т.п.) или создать зримый образ, обозначенный сюжетом сценария (вода, земля, цветы, деревья, снег, облака, сооружения, механизмы и т.п.).

Составляя такие композиции, режиссеры-постановщики направляют свои мысли не только на поиски двигательного или костюмного решения этих задач, но и обращаются к использованию различных спортивных и декоративных предметов.

Эти предметы можно условно разделить на два вида: индивидуальные и групповые (одним предметом одновременно оперируют несколько человек).

К предметам индивидуального пользования относятся палки, мячи, флажки, булавы, гантели, обручи, гирлян-

ды, ленты, гири, шарфы, кубы, скакалки, трансформирующиеся предметы.

К групповым предметам следует отнести полотнища, шесты, лестницы, скамейки, щиты, макеты, трансформирующиеся предметы.

Если же тот или иной вид спорта можно преподнести на празднике не имитацией, а участием в представлении истинных воспитанников конкретной спортивной специальности, то массовые вольные упражнения могут стать борцовскими, фехтовальными, футбольными, волейбольными, баскетбольными и т.д.

<< | >>
Источник: Менхин Ю. В., Менхин А. В.. Оздоровительная гимнастика:теория и методика. Ростов н/Д: Феникс2002. 2002

Еще по теме Глава VI. АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Гимнастические выступления. Краткая историческая справка:

  1. Глава IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ. Формы занятий оздоровительной гимнастикой
  2. Глава I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Гимнастика как базовая учебная дисциплина
  3. Историческая справка
  4. Историческая справка
  5. Глава II. ГИМНАСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОНДИЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  6. Глава III. ГИМНАСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  7. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В СССР
  8. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ И ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В СССР
  9. Часть третья МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
  10. Часть первая НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ