<<
>>

Линии меридианов сен

Хотя на первый взгляд может показаться, что тайс­кая система энергетических меридианов очень сходна с китайской, это не совсем так. При значительном ко­личестве совпадений между ними имеются и весьма существенные отличия.

В качестве наиболее яркого примера можно упомя­нуть тот факт, что взаимосвязь между энергетически­ми меридианами и внутренними органами, которая столь ярко выражена в китайской традиции, практи­чески отсутствует в тайской трактовке; она, скорее, ближе к положениям индийской Люрведы. Так, прак­тически все меридианы сен берут начало в области пупка и оканчиваются на конечностях тела. При этом Они связаны не с какими-то конкретными внутренни­ми органами, но, скорее, со всеми органами, тканями и системами человеческого организма, над которыми проходят их линии. Это полностью противоречит при­нятому в Китае подходу.

Тайские меридианы сен имеют очень много общего с индий­скими Надио(пад1в), при этом даже названия иногда совпа­дают. Например, Сен Сумана, Сен Ита, Сен Пингала в тайс­кой традиции практически полностью соответствуют индий­ским Сушумна нади, Ида нади, и Пингала нади, принятым в йоге. Точки массажа биологически активных точек кожи, ис­пользуемые в тайском массаже, также довольно часто иден­тичны индийским. Но даже при всем этом, считать эти две традиции полностью идентичными никак нельзя.

Нужно также заметить, что, несмотря на упомина­ние в древних текстах цветового обозначения для раз­личных меридианов сен (красный, черный и белый - что примерно соответствует артериям, венам, и нервам), различия между ними не вполне ясны.

Традиционная тайская медицина вообще имеет мало связи с научной анатомией: так, линии меридианов ecu, главным образом, проходят в местах углублений между мышцами через довольно условные точки. Од­нако в некоторых случаях эти линии совершают со­вершенно внезапные повороты, их иногда бывает труд­но проследить; в любом случае, логическому анализу с позиций современной научной медицины и, в частно­сти, анатомии, расположение тайских линий сен не поддается.

Окончательную неясность вносят различия между Северной и Южной школами тайского массажа — ко­торые, нередко, весьма существенны.

В результате практически все книги по тайскому массажу, изданные до сегодняшнего дня на Западе, отличаются в той своей части, где описываются линии энергетических меридианов сен — иногда слегка, но нередко и в очень значительной степени, даже прямо противоречат друг другу.

При этом в каждой такой книге приводится собст­венная схема расположения меридианов, и все эти схе­мы во многом отличаются друг от друга. Это может быть связано и с тем, что авторы описывают взгляды различных школ - но чаще всего к такому результату приводит стремление автора скомбинировать элемен­ты различных традиций Востока в одно целое, что вряд ли возможно на практике.

Хороший пример — великолепная работа Марии Мер- кати «Тайский массаж» (Maria Mercati.

Thai Massa­ge - А step-by-step guide to traditional healing techniques. Marshall Publishing. London, 1998).

Здесь замечательно представлены приемы и техни­ки тайского массажа, их последовательность, показа­ния и противопоказания к выполнению, а также ука­зан терапевтический или оздоровительный эффект; книга богато иллюстрирована, что упрощает ориенти­ровку в материале для любого читателя. Однако в той части, где речь заходит о терапевтических комплексах тайского массажа, автор нередко сопровождает текст указаниями на расположение и название меридианов (в частности, мочевого или желчного пузыря), приня­тое в китайской традиции, но не в тайской. Ведь, как указывалось выше, тайская традиция не связывает меридианы сен с конкретными органами столь тесно, как другие восточные школы.

Хотя значительное сходство между китайской, ин­дийской и собственно тайской традициями несомнен­но. Увидеть такое сходство важно для того, чтобы по­нять, что все традиции Востока имеют единые корни; однако описывать тайский массаж, объясняя его воз­действие с позиций китайской или индийской меди­цины — это, бесспорно, технически неверный подход.

Что касается данной книги, то здесь любые парал­лели с китайской и индийской традициями проводят­ся лишь в тех случаях, когда это имеет несомненное практическое значение. Например, при описании эле­ментов йоги, которые являются неотъемлемой частью тайского массажа, или связи массажа с дыханием, ко­торая также строится по принципам индийской йоги.

Но вся тайская система в целом подается именно в том виде, как ее понимают в самом Таиланде. Так, описание десяти основных меридианов сен дано в пол­ном соответствии с тем, как это преподается в круп­нейшей школе массажа в Чанг Май. Нужно только заметить, что в основном здесь сделан упор на той моде­ли, которая принята Северной школой тайского масса­жа. Кроме того, есть еще одна оговорка: Вам может встретиться такое написание отдельных терминов, ко­торое отличается от известного Вам ранее. Это объясня­ется тем, что и по сей день в академических кругах не пришли к единому мнению относительно правильной транслитерации звуков тайского языка. Данный момент следует учитывать - и не стоит удивляться, если Вы встретите в каком-то источнике название меридиана Сен Галадхари (в отличие от Сен Калатари, которое используется здесь) либо Сен Иида (вместо Сен Ита).

Тем не менее, несмотря на различие трактовок и языковой барьер, можно смело утверждать, что все без исключения школы тайского массажа полностью схо­дятся как в определении десяти основных линий, по которым проходят энергетические меридианы челове­ческого организма, так и в вопросах соответствия оп­ределенной симптоматики нарушению функции одно­го из этих меридианов.

Едина также и общая базовая концепция понима­ния энергетики человеческого организма. В нормаль­ном его состоянии (у практически здорового челове­ка), потоки энергии свободно распространяются по всей сети бесчисленных меридианов. При этом они дина­мично перераспределяются в полном соответствии с потребностями тела при выполнении им своих функ­ций в самых различных обстоятельствах.

Проблемы со здоровьем возникают в тех случаях, когда эти линии сен блокированы или разорваны, что ведет к энергетическому дисбалансу (о чем еще будет рассказано более подробно далее в тексте). Данные на­рушения могут быть вызваны множеством самых раз­личных причин — включая растяжение связок, трав­мы костей или мышц, кровоизлияния или воспале­ние, и так далее. Но, независимо от причин, пораже­ние какого-либо из энергетических меридианов неми­нуемо приводит к дисбалансу энергии, нарушению ее нормального круговорота, и, как следствие — к нару­шению функции тех или иных органов, входящих в зону действия данного меридиана.

Цель искусства нуад боран, или тайского масса­жа, состоит в том, чтобы восстановить нормальный энергетический баланс во всем организме путем над­лежащей работы с меридианами сен.

* Повседневный массаж, проводимый на регулярной основе, улучшает и всячески стимулирует работу энергетических меридианов, в результате чего ук­репляется и улучшается здоровье, повышается об­щий жизненный тонус организма, стабилизируется эго энергетика. Это сказывается положительно как на физическом, так и на психологическом уровне.

• При блокировке или разрыве меридиана проводит­ся терапевтический массаж для восстановления нор­мальной функции через лечение и стимуляцию по­врежденных участков меридиана.

Именно поэтому в случае проведения обычного, по­вседневного тайского массажа полезно рассматривать его, как работу с отдельными частями тела и группа­ми мышц в большей степени, чем фиксироваться на каком-либо конкретном меридиане сен.

На протяжении классического сеанса тайского мас­сажа проводится работа последовательно со всеми час­тями тела пациента, с применением надлежащих при­емов и техник. В этом случае линии меридианов мас­сируются по сегментам — в той последовательности, в которой с ними сталкиваются при проведении сеанса; в результате стимулируется вся система меридианов в целом, без какого-либо специального акцента.

Так, при массаже нижних конечностей постепенно обраба­тываются все линии сен, расположенные на ногах. Далее массаж перемещается на область спины - здесь происхо­дит то же самое, и так далее. К моменту окончания сеанса будут обработаны практически все линии основных, «маги­стральных» меридианов тела.

В теоретическом плане представляется важным ус­воить отношение к линиям меридианов, как к еди­ным частям одного большого целого; каждый сегмент меридиана следует рассматривать, как один отрезков энергетического канала, которые в сумме составляют широко разветвленную сеть, которая, в конечном сче­те, охватывает каждую клетку человеческого организ­ма и осуществляет снабжение ее жизненной энергией.

Овладев методами тайского массажа, Вы получаете возмож­ность оказывать влияние на эти потоки энергии и даже от­части регулировать, направлять их в соответствии с потреб-

ностями организма при различных видах патологии.


Соответственно, при проведении терапевтического массажа необходимо сконцентрироваться в большей сте­пени именно -на конкретном меридиане. Начавшись с того сегмента, который был поврежден, работа про­должается далее по всему протяжению данного мери­диана.

Перейдем далее к изучению десяти главных мери­дианов сен, детальное описание расположения и свойств которых приводится далее.

На рис. 14 и 15 показано расположение основных линий меридианов сен на теле человека в виде общей схемы. Все они активно отрабатываются в процес­се классического сеанса тайского массажа.

<< | >>
Источник: Джарни Ламбер. Тайский массаж.Рос.тов-на-Дон/«Феникс»2005. 2005
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Линии меридианов сен:

  1. ГРЫЖИ БЕЛОЙ ЛИНИИ ЖИВОТА
  2. Оборудование для постановки длинной линии
  3. Графические изображения при статистическом анализе
  4. Стойка с наклоном вперед УТТАНАСАНА I
  5. Ангина
  6. Типичные терапевтические ситуации. Лечение «большой депрессии»
  7. Занятия и соревнования по стрельбе из малокалиберного и боевого оружия и стрельбе из лука
  8. Внимани
  9. Речь и рисование
  10. Регионарные лимфатические узлы
  11. Наклон вперед с одной согнутой ногой. ТРИАНГА МУКХАИ КАПАДА ПАШИМОТТАНАСАНА
  12. Выбор антипсихотического средства при маниях