<<
>>

Агни-йога

Термин Агни-йога был впервые услышан су­пругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию.

Огонь — в данном контексте — это подобное пламени состояние На­ивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.

Рерихи развили Учение Агни-йоги и принесли его в Россию и другие страны, поэтому теперь тер­мин Агни-йога существует в неразрывной связи с их именами.

Супруги Рерих были очень удачной парой: он — страстный путешественник и талантливый живописец, она — верная его спутница, обретшая к тому же пророческую способность — способ­ность обоюдного разговора с Богом. Результатом этих святых бесед стали дневники Елены Рерих, которые составили 14 томов под общим названи­ем Живая этика.

Что представляют собой эти записи? Они — очень неоднородны, зачастую трудны для восприя­тия, текст во многих местах не отредактирован ли­тературно, глубочайшие истины перемежаются с яв­ными шутками Бога и длинными наборами фраз, лишённых смысла.

Почему так?

Дело в том, что, по замыслу Бога, эти записи вовсе не предназначались для опубликования имен­но в таком виде: Бог указывал издать лишь тема­тические выборки из них.

Причина же качественной неоднородности тек­ста состоит в следующем. Бог, тренируя пророчес­кую способность Елены Рерих, настаивал на веде­нии именно систематических, ежедневных записей. Но для этого не всегда оказывался актуальный на данный момент материал. И тогда ожидавшей сло­ва Господа Елене Рерих давались — что типично в таких случаях — просто почти бессмысленные по­токи красивых фраз.

А шутки типа: ноги холодеют оттого, что вся энергия пошла на разжигание сердца, — преподно­сились, лишь чтобы в трудные минуты ободрить усталых путников.

Ещё одной, требующей специального упоми­нания особенностью текстов является расширение границ терминов «огонь», «огненность» также и на просто психоэнергетические процессы и явления.

Делалось это с целью задать настрой энергичнос­ти, пафоса борьбы. Но для понимания Учения чита­телю следует дифференцировать понятия Божест­венного Огня — и «огненных» проявлений психи­ческой деятельности людей.

«Огненной» энергичностью пронизаны все тексты Живой этики, а также изумительные по си­ле выразительности живописные творения Нико­лая Рериха. И это явилось одной из сильнейших черт начатого через Рерихов духовного движения.

Движение Агни-йоги внесло весомый вклад в духовное пробуждение людей, прежде всего, Рос­сии, оказавшихся жертвами атеистического насилия со стороны КПСС, а затем выродившейся до уровня народных сказок доминирующей религиозной идео­логии. В ценнейших указаниях, которыми наполне­ны книги Живой этики, Бог в очередной раз дал людям разъяснения о том, что такое Бог, человек, эволюция, смысл жизни, показал возможность дос­тижения Совершенства, выхода из круга страданий, возможность познать Его, Бога, достичь высшей реа­лизации себя в Слиянии с Ним.

Как говорил Бог через Елену Рерих, Агни-йога — это «Учение не на сон грядущий, но для насыщения всей жизни»52.

Рассмотрим теперь основные положения Уче­ния Агни-йоги:

Первое — что говорится в Агни-йоге о Боге?

Главный аспект Бога — Изначальное Вселен­ское Сознание, сущее в Его Обители, называемой в данном случае Беспредельностью. Он может мыс­литься как Отец и Мать всего иного сущего. Он

есть Единство Множества — взаимослитая Еди­ная Совокупность всех Совершенных, когда-либо влившихся Сознаниями в Него. Именно это «Объе­динённое Сознание управляет миром»53.

Строение вселенной многомерно. Оно предста­влено слоями (эонами, локами) шкалы многомер­ности, в которых обитают сознания, находящиеся на разных ступенях эволюционного продвижения. Слои многомерности различаются по степени утон­чённости.

Чем более утончено сознание — тем на более высоких ступенях эволюционной лестницы оно пребывает.

Предел утончённости есть Изначальное Созна­ние, существующее в высшем, изначальном слое.

Путь эволюционного восхождения есть утонче­ние сознания и его укрепление во всё более высокой утончённости.

И «Беспредельность (то есть, Обитель Твор­ца) есть предел человеческих возможностей.

... Говоря о Беспредельности, мы не будем представлять её как нечто пустое и безмерное, но

54

как нечто полное...».

А индивидуальные человеческие сознания (и, как мы уже обсуждали, не только человеческие) рас­полагаются как бы на ступенях многомерной лест­ницы, к вершине которой мы и должны стремить­ся. Только лестница эта ведёт нас не вверх в обыч­ном понимании, а вглубь многомерного Творения — к Творцу. При этом ориентиром нашим является «Со­знание Высшего Духа, (Которое) есть насыщенный Огонь.»55

[1].

[1].

[1].

... Термин Иерархия в Агни-йоге используется не в общепринятом значении, а как Совокупность Иерархов, составляющих Изначальное Сознание и проявляющих Себя в виде Брахмана (Святого Духа).

«Силы Иерархии объединены в двух мирах: Начало Ведущее (Ишвара) и Начало, исполняющее Великую Волю (Брахман, Святой Дух), Они явля­ются Единым Источником»56.

«Вся сила созидания держится на Иерархии. Только в полном осознании Великого Служения мож­но понять красоту Духа и мощь Иерархии.»57

«...Только полное понимание Великого Служе­ния может дать ученикам устремление к явленной Иерархии. Когда творчество духа может вмещать Великое Служение — то все пути к Нам открыты.»58

(Скажи): «Люблю Тебя, Господи, и предан Те­бе, Владыка, и чту Тебя, Учитель!»... — Так можно преданностью... открыть новые затворы.

... Если знаете непрестанное предстояние — уже имеете кратчайший путь к Нам.

... Пылайте сердцами и творите любовью!»59

Теперь — о том, как реализовать Путь Агни-йоги

Смысл жизни человека состоит в росте индиви­дуального сознания, которое должно, развившись, влиться в Творца.

Вначале каждый человек развивается в обы­чной мирской деятельности. Быстрое же его про­движение становится возможным с того времени,

[2].

[1].

[1].

[1].

когда у него появляется интенсивная устремлён­ность к практическому познанию Бога.

Эта устремлённость должна стать страстной, «пламенной», «огненной» — тогда такой человек может рассчитывать на полную поддержку Ие­рархии Сил Света.

«... На Пути Огненном нет одиночества и пусто­ты, но есть лишь отрыв от мира земного и неудер­жимое притяжение к миру Огненному!»60

«Дерзающий знает, что радость духа заключа­ется только в достижении. Не нуждается дерзающий в человеческих признаниях, ибо его достижение есть венец, сплетённый трудом и устремлением!

Только герои духа знают истинное достижение!

На Пути к миру Огненному запомним о дерза­нии!»61

«Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к миру Огненному.»62

Путь продвижения по ступеням самосовершен­ствования — это, прежде всего, этическое преобра­жение себя. Оно включает и формирование верной, сильной устремлённости, и очищение себя от та­ких пороков, как:

— лень,

— насильственность,

— способность ко лжи, к предательству,

— грубость,

— корыстность,

— себеслужение,

— мстительность,

— самомнение,

[2].

[2].

[2].

— эгоцентризм,

— поиск людского признания,

— способность к грубым эмоциональным со­стояниям, таким как:

злоба,

раздражение,

ревность,

печаль,

тоска,

обиженность,

— способность к употреблению в пищу тел жи­вотных,

— употребление алкоголя, табака, других нар­котиков.

— Из позитивных качеств, которые должны вся­чески развиваться, надо отметить:

— доброжелательность,

— сострадание,

— преданность Богу,

— смирение перед Ним,

— устремлённость к познанию Его и Слия­нию с Ним,

— готовность помогать другим существам,

— устремлённость к творчеству,

— бескорыстие,

— восприимчивость к красоте,

— энергичность в делах служения и развития себя,

— контроль своих эмоций, отказ от грубости, культивирование утончённости,

— устремлённость к знаниям, понимание смы­сла жизни,

— развитие утончённой и мудрой силы,

— обладание благодарностью как свойством души,

— бережное отношение к здоровью, ибо оно необходимо для успешной духовной рабо­ты и служения.

Именно через такое развитие себя мы делаем Божественный Огонь для себя «неопаляющим»63.

Важнейшим методом для реализации большин­ства приведённых этических принципов является развитие духовного сердца. «Раскрытие» и дальней­ший рост его становятся решающим фактором, ос­новой всего духовного Пути. В том числе, именно это даёт способность к правильной медитации. А именно медитация есть главный метод совершен­ствования сознания, практического познания Бога и Слияния с Ним.

Причём идти к Богу лучше всего общиной — группой единомышленников, объединённых общей высшей устремлённостью.

В общину следует принимать лишь преданных делу и честных людей, а тех, кто проявляют лень, лживость, способность к предательству, — тех на­до безжалостно отстранять от работы.

Дела общины — это изучение, обсуждение Уче­ния, практическая помощь друг другу, в частности, через психоэнергетические методы, наполнение друг друга любовью и разжигание ею сердец, практиче­ские занятия по эстетике, по очистке и развитию энер­гоструктур организма, медитативные практики и т.д.

Групповая психоэнергетическая работа — на­много эффективней для каждого, чем индивиду­альная, ибо при ней создаётся мощное общее энер­гополе.

Объединение сознаний общинников в их об­щей любви является подготовкой к Слиянию с Бо­жественным Сознанием.

«Наш Огненный закон предписывает объеди­нение сознаний»64.

Труд общинников должен быть их служением Богу, он не должен основываться на корысти, не должен быть «себеслужением»65.

Члены общины готовят себя к встрече с духов­ным Мастером, с помощью которого только можно познать проходы в тончайшие слои многомерного Абсолюта, познать Иерархию. Без Мастера такая «трансмутация» невозможна66.

«Истинно, если знаете непрестанное предсто- яние, — уже имеете кратчайший путь к Нам.

Для людей обычно особенно страшна каждо- дневность. Для них она есть символ утомления...

Между тем, для Нас (ваша) каждодневность яв­ляется совершенствованием и восхождением.

Она открывает врата Беспредельности.»67

... Каждый человек на этом Пути обязательно встречается с противодействием сил зла со сторо­ны воплощённых и невоплощённых тварей. Они — представители хаоса, «чёрные». Их «чернота» — не только символ, но и реальное, видимое ясновиде­нием свойство грубых, грязных энергий выродив­шихся, деградировавших сознаний.

Кто — они? Как их узнать? Они — это люди, жи­вущие в эмоциях гнева (злобы, раздражения, осуж­дения и т.п.). Они склонны к насилию, ко лжи, под-

64[1]. Механизмом объединения сознаний являются эмоции любви.

[2].

[4].

лости, предательству. Это одинаково относится и к воплощённым людям, и к людям-духам: ведь, раз- воплотившись, человек сохраняет свои душевные качества.

Силы зла, однако, совершенно необходимы иду­щему к Свету — как создатели должного напряже­ния, как противодействие, которое только и в сос­тоянии закалить характер воина. А без страстности и напряжения всех сил до высшего горения — про­биться к Цели нельзя. Соприкосновения с силами зла также заставляют тесней «прижиматься к Гос­поду» — и в этом тоже их объективная значимость.

«... Идущие с Силами Света должны знать, что без напряжённой битвы — нет победы.

... Ничто не может так нагнести энергию, как противодействие. Потому, к чему изобретать искус­ственные препятствия, когда «чёрные» стараются изо всех сил увеличить нашу энергию?!

... Нужно помнить, что положительные силы творят под напором отрицательных...

... Не может произойти движение без напряже­ния, и потому каждое поступательное Учение нуж­дается во врагах и в Учителе. ... Никакое нагнета­ние не пройдёт без пользы. ... Каждое возрастание духа нуждается в отягощении обстоятельствами.

... Нужно твёрдо помнить два условия. Одно — что людей враждебных следует избегать, ибо не они предназначены (к Высшему). И второе — что, может быть, именно враждебность будет (вам) достойным трамплином.

... Но задержка — не во врагах, сосчитайте ближе!

... Творческое одоление хаоса... — постоян­ный подвиг. Но битва с тёмными — лишь судоро-

68

га, затрудняющая движение.»

... Да, ввязываться именно в борьбу с ними следует далеко не всегда. Важнее — придти к сво­ей Цели и помочь тем, кто с тобой идут.

«... Силы, явленные для Служения Света, не вторгаются в карму, как думают некоторые, не по­свящённые в мощь кармы. Силы Света наблюда­ют за действиями человеческими, давая направле­ние, но не вторгаясь в жизнь.» 69

Лишь духовные невежды ожесточаются зем­ными страданиями, загоняя себя в ещё более глу­бокие слои ада.

Бог говорит: «Я Сам — вам Помощник»70.

Лучшее средство от всех бед — Слияние с Ним. Если мы пребываем в этом Слиянии — мы имеем Его Щит. «Все устрашения — ничтожны. Даже встреча с сильными тёмными сущностями не опасна, если сохранена прочная связь с Иерархи- ей.»71

Но, чтобы придти к Слиянию, — надо начать с того, что вступить в войну — в войну против своего несовершенства.

«Пусть люди (сейчас) осознают окружающую опасность. ... Жизнь в тонком мире (вне воплоще­ний) гораздо длительней. Надо готовить себя к ней.»

«... Ужасно — бояться Света: ведь Огонь обра­тится в пламя поядающее!

[1].

[1].

[16].

... С трудом люди решаются произнести прос­тейший закон: «Благословенны препятствия — ими растём!». Испытания довольно легко допускаются (людьми), пока они не наступили. Никто не хочет ускорять (своё) продвижение через препятствия!

Но ещё несноснее человечеству слышать о пользе страданий. Причина — не в том, что неко­торые боялись бы боли или неудобства, но они не осознают жизнь вне земного существования! Они готовы претерпеть неудобства ночлега ради завтрашнего праздника, но соизмерить жизнь зем­ную с Беспредельностью они не желают!

Ужас перед Беспредельностью является са­мым недопустимым позором мыслящего сущест­ва!»72

Важно помнить, что во всех ситуациях, в ко­торые мы попадаем, всегда участвует Бог. И Он ждёт от нас правильных решений. Они же могут иметь место лишь в том случае, если мы научаем­ся мыслить не эгоцентрически, а Богоцентричес­ки. То есть, ощущая не себя, а именно Его — Ре­гулятором, Целью, Смыслом, Центром всех про­исходящих во вселенной событий.

«Поистине, карма страшна только тем, кто утопают в бездействии.

... Наблюдайте, как отражается каждый по­ступок на колебании кармы.

Можно видеть, как предательство во всех ви­дах вызывает быстрое образование (отрицатель­ной) кармы. Можно многому научиться на подоб­ных наблюдениях. Как прискорбно видеть людей, вредящих себе! Можно видеть, как ехидна поража­ет внутреннее существо при этих самопоражениях.

Ничто не может отвратить последствия, ибо слиш­ком близки причина и следствие.

... (И напротив): Рост сознания (духовных по­движников) — истинно — праздник Наш!

... (Тот, кто вмещает активную, созидательную любовь, — побеждает свою негативную карму и по­стигает Божественный Огонь. И) ... космическая отвага наполняет (такого) носителя Огня.

... Среди понятий мужества самое непобеди­мое — мужество пылающего сердца, когда со всей решимостью, при полном осознании подвига явлен­ный воин знает лишь путь наступления.

С этим подвигом мужества может сравниться лишь крайняя степень мужества отчаяния. Отчаяние с той же поспешностью стремится от прошлого — (подобно тому), как мужество пылающего сердца одо­левает будущее.

Итак, где нет мужества пылающего сердца — там пусть будет мужество отчаяния! Лишь так могут воины одержать победу, когда натиск велик.

... Какой же путь — самый утверждающий на Пути к Нам? Самый верный путь есть самоотвер­женность подвига! Самый чудесный огонь есть пла­мя сердца, насыщенное любовью к Иерархии!

... Помогайте друг другу, слышите?! Помогай­те и в малом, и в великом! ... Помогайте везде, где может рука проникнуть! Везде, где мысль может про­лететь! ... Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце!».73

Что такое Шамбала? И где её искать?

«Шамбала — необходимое место, где духов­ный мир сочетается с материальным».[53]

Шамбала — это место сосредоточения управ­ляющих жизнью на Земле Иерархов. Его можно най­ти, в том числе, в середине земного космического образования[54], в многомерной глубине. Шамбала является «Фокусом» «Главного Магнита» для всех человеческих душ, которые должны — через «транс­мутацию» — войти туда — в высший, тончайший слой многомерности. Там, в Шамбале, они познают Огненное Крещение[55], а обосновавшись там, сли­ваются навечно с Божественным «Я» Изначаль­ного Сознания.

Шамбала познаётся через расширение духов­ного сердца до вмещения в него всех тончайших миров, включая Мир Огненный Шамбалы. Даль­нейшее расширение сердца позволяет заполнить им Беспредельность.[56]

Как же реально начать продвижение к Богу, к Высшим Иерархам, к Шамбале?

Первое — этическая самокоррекция. Она дол­жна включать в себя пламенную устремлённость к Совершенству и активное служение делу Эволю­ции через помощь людям.

Второе — приведение в порядок тела с его энергетикой, обретение здоровья.

И первое, и второе подразумевают обязатель­ный переход на безубойное питание: то есть, отказ

от употребления в пищу тел убитых животных.[57] Это имеет, прежде всего, этическое, а затем и биоэнер­гетическое обоснование. Без наведения порядка в питании не достичь устойчивого здоровья и не при­близиться к Богу. (Подробнее об организации пра­вильного питания мы говорили в книге Экопсихо­логия).

Затем — для тех, кто к этому способны, — сле­дуют ступени психоэнергетической работы, вклю­чая развитие чакр и медитацию. Это приводит — при правильной постановке работы — к поэтапной «трансмутации» сознания: его утончению вплоть до состояния Божественного Огня.

«... Человечество должно осознать свой Ог­ненный центр Иерархии, Который ведёт и насы­щает...»[58]

Первые соприкосновения с Богом — как Жи­вым Существом — ощущаются как нисходящая сверху благодать.[59] Это — тоже проявление забо­ты о нас Святого Духа — Его поощрительные зна­ки.

Затем — это я уже добавлю от себя — надо научиться не только ощущать Его Потоки, но и сливаться с Ним, полностью выходя в Него из сво­его тела. Это достигается вначале через медита­цию пранава. Практикуя такое Слияние, человек про­ходит постепенно «кристаллизацию», «грануляцию» сознания, то есть, прямое увеличение его количе­ства и мощи.

Что же ещё можно сказать о Божественном Огне?

В книге Агни-йога. Надземное81 говорится: «Мы восклицаем: Огонь, Огонь! Но лишь немногие по­нимают, какой Огонь...».

Да, Высшие Иерархи проявляют Себя в виде неопаляющего праведников Божественного Пла­мени.

Также Они могут представать и над поверхно­стью Земли в виде гигантских антропоморфных Ог­ненных Образов, возвышающихся в небо.

Могут Они и входить в духовные сердца пре­данных учеников, разжигая в них Божественный Огонь.

Погружение духовного подвижника сознанием в Божественный Огонь и Слияние с Ним приводит к «сжиганию» неблагоприятных остатков кармы. А «прожигание» Им своего тела — к его исцелению.

... Всё во вселенной упорядочивается Зако­ном тяготения. Он действует не только в матери­альном мире, но и в духовном. И души также в их позитивной эволюции двигаются в своём утонче­нии к Высшему Магниту — Сознанию Творца в Его Обители — в Беспредельности. Таков закон Эво­люции, установленный Богом. И лучше — сле­довать ему, лучше жить в согласии с Богом. Этот закон гласит, что мы воплощены на Землю, чтобы развивать себя качественно и количественно, в том числе, утончая («трансмутируя») сознания ра­ди переселения во всё более утончённые слои Мироздания, ради обогащения собою Изначаль­ного Сознания, нашего Творца.

Кто идёт этим Путём добровольно и охотно — тому все выгоды.

Но кто сопротивляется, вырывается, цепляет­ся за материальное, отстаивает свою отдельность, растя своё гордое и ничтожное «я», культивирует грубость ради преуспевания в мирской суете, — те утверждают свою обособленность от Бога, отвер­гают Его Любовь, растят себе страшную карму, от­правляются в ад.

Поэтому Бог предлагает: «... Пусть сознание расширяется в направлении «Фокуса»... «Середи­на — занята Иерархией, из Середины исходят все лучи...»82 Устремимся же к ней!

Шамбалу, в первом приближении, таким обра­зом, надо искать вовсе не в горах, где её все ищут, а в высшей пространственной мерности.

«Как мало человечество задумывается над по­нятием ответственности, когда явление Шамбалы принимается людьми как край, явленный для от­дыха!. Если бы люди знали, что ответственность за их умыслы несём! Если бы люди знали, что сущ­ность Шамбалы есть тот Источник, Который тво­рит лучшую ступень человечеству!...

Понимание Нашего Облика человечеством — так претит действительности!

Мы служим на продвижение человечества!

. Никогда не говорилось, чтобы возлагать на Владыку, напротив, повторялось: наполняйтесь Вла­дыкою! Огромная разница между возложением роб­ким и недейственным — и наполнением (своего) существа Сознанием Владыки.

Как меч непобедимый — сокрушает все пре­грады сознание, отождествлённое с Владыкой! Не

может ютиться сомнение там, где зажжено созна­ние пламенное! Не будет утомления там, куда до­пущен Источник Силы Неиссякаемый! Не может войти страх в храмину доспехов непрободаемых!

Так, советую принять Мои Щиты, не прибе­гая к «спасительному» заступничеству, — но по­бедить Слиянием сознаний.»83

Подвижники, постигшие — через полнопредан- ность — Слияние с Божественным Огнём в Бес­предельности, становятся «Земными Наместни­ками Иерархии»84. Через Них Бог разъясняет и кон­кретизирует — на высшем уровне компетенции — Свою Волю.

Как говорится в Агни-йоге о роли духовного сердца?

Весь путь психоэнергетического совершенст­вования человека, по большому счёту, определя­ется развитием его духовного сердца. Ибо все вы­сокие духовные достижения совершаются энерги­ей сознания, расширяемого из чакры анахаты.

«... Пусть поймут сердце — как единствен­ную... связь мира видимого с невидимым. ... Лишь нить сердца может вести в Беспредельность.

... Слияние с Высшим — правильно лишь че­рез зажжённый огонь сердца.

... Чтобы связать цепь миров (многомерного пространства), нужно уделить особую вниматель­ность сердцу. Только так удержимся в пределах... нарастания духа (то есть, правильного количест­венного роста сознания).»85

[1].

[1].

[1].

Духовное сердце является органом индиви­дуального сознания, в котором продуцируются эмоции любви.

Эмоции есть состояния сознания. Они рож­даются вовсе не в головном мозге, а в специали­зированных структурах сознания — чакрах.

Войдя в анахату, сознание переходит в со­стояние «сердечной» любви.

Бог есть Любовь, поэтому Слияние с Ним воз­можно только в том случае, если человек сам пре­вращается в Любовь и обретает в этом состоянии устойчивость и силу.

«Именно сердце будет соединителем миров, и только оно может отвечать Сердцу Владыки и всей Иерархии.

... Сознание, не вмещающее это понимание, может только бормотать великие слова, но прово­дить в жизнь — не может. Ибо только сердце, на­сыщенное Величием Иерархии, может понять всё величие Космического Закона.

Правильно указывается, что любовь есть ве­дущее, творящее начало. Значит, любовь должна быть сознательна, (верно) устремлена и самоот­верженна. ... Сердце, преисполненное любви, бу­дет действенным, мужественным и растущим до вмещения (Бога).

... Любовь подвига не сурова для тех, кто пы­лают сердцами, но она устрашает тех, кто любят немощи свои и кто колеблются, обнимая своё при­зрачное «я».

Творящий огонь сердца не блуждает, но стре­мительно возносится ступенями Иерархии до Выс­шего Света.

Любовь есть ведущее, творящее начало!»86

Агни-йога — это Путь пламенной сердечной любви к Богу. Она есть реализация идей бхакти- йоги.

Но надо также понимать, что способность к сердечной любви не может быть развита одними лишь призывами к ней, так же как и лишь психо­энергетическими приёмами развития чакры анаха- ты. Любовь — результат комплексного развития не слабых душ. И чтобы её обрести, требуется фор­мировать себя с помощью и обычных, «земных» деяний, и специальных эзотерических практик, и, что самое важное, — интеллектуальной работы по коррекции своей этической составляющей.

Как говорится в Агни-йоге об утончении сознания?

Утончение сознания с постепенным проникно­вением во всё более глубинные слои многомерно­сти — это и есть дорога к Слиянию себя (как соз­нания) — с Божественным Сознанием.

Но духовный Путь начинается не с психоэнер­гетики, а с этики.

Рассмотренные выше этические принципы не являются какой-то очередной моральной догмой. Нет, они самым непосредственным образом слу­жат правильному развитию сознаний. Они направ­лены на обретение человеком основных качеств, присущих Богу в аспектах Творца, Святого Духа и Мессии. Эти качества таковы: Любовь, Мудрость, Сила, а также Утончённость.

Любовь мы растим через заботу о других во­площённых существах, включая и растения, и жи­вотных, и разные группы людей, и людей вполне конкретных, а также через наращивание — до на­кала страсти — любви к Богу. Плюс — самоотвер­женное служение Ему.

Мудрость мы постепенно развиваем через изу­чение себя, других воплощённых и невоплощённых существ, Бога. Её обретение невозможно без слу­жения Богу, которое проявляется в духовном слу­жении людям.

А познание Бога осуществляется путём пере­направления исследовательского ума и сердечной любви — на Него.

Одним из главных признаков мудрости явля­ется творческая способность, развиваемая в про­цессе служения.

А истинная сила, зарождающаяся изначально из деловой энергичности человека, проявляется на высших ступенях роста — психоэнергетически мощ­ным и утончённым сознанием.

... Важнейшим принципом в развитии в себе Божественных качеств является утончение созна­ния.

Оно начинается с отказа от грубых эмоциона­льных состояний, с культивирования в себе состо­яний тонких. Лишь затем подключаются чисто пси­хоэнергетические техники утончения.

Так вот, чтобы подготовить себя к действите­льно серьёзной эзотерической работе по самосовер­шенствованию, — для того-то и требуются и этичес­кая самокоррекция, и развитие способности любо­ваться прекрасным и сонастраиваться с ним, и уме­ние быть нежными, ласковыми.

Обратимся теперь к некоторым цитатам:

«КРАСОТА: Космос утверждает на этой форму­ле Эволюцию!».[60]

«Одно — отвлечённо рассуждать о дальних ми­рах, другое — осознать себя участником их.

Только лишь тот, кто не закрыл себе путь к КРАСОТЕ, может понять, как явление дальних ми­ров (то есть, эонов) близко ему».[61]

«Нужно сначала привыкать к утончению сво­их эмоций — чтобы насытить дух необходимыми влечениями к миру КРАСОТЫ. Так условное поня­тие стандарта (красивости) заменится истинным пониманием КРАСОТЫ. ... Откровенное утончение эмоций должно быть введено в жизнь.»[62]

«... Мы дали принципы действий и дел, кото­рые зиждутся на КРАСОТЕ.

... Чудесные жемчужины искусства могут ис­тинно поднять и мгновенно преобразить дух.

... Нужно развивать все мысли, ведущие к утончению сознания; так можно строить (себе) высшую ступень.

... Только с силой преданности Учителю (уточ­ню: Божественному Учителю, то есть, Святому Ду­ху или Мессии) можно достичь утончения сознания.

... Эволюция духа требует утончения, без ко­торого невозможно строить (сознания)».[63]

«... Только тонкие энергии могут приобщать­ся к тонкому; потому сердцем — скорейшее дости­жение.

... Психическая энергия различается тоже сво­ими качествами. И утончение её может насыщать высшие проявления жизненных функций... Утон­

чаясь, психическая энергия проходит через свои

91

ступени.»

* * *

Итак, мы рассмотрели концепцию ещё одно­го направления высшей йоги, подаренную нам тоже Богом. И мы ещё раз можем убедиться, что во всех рассмотренных случаях (и в нерассмот­ренных нами сейчас — тоже) Бог говорит об од­ном и том же. Меняются лишь акценты — в зави­симости от конкретных ситуаций.

Примем же эти Святые Божии Дары — и пой­дём этим Прямым Путём к Нему, к Слиянию с Ним в Обители Его!

<< | >>
Источник: Антонов Владимир Васильевич. Лесные лекции о Высшей Йоге - Одесса: New Atlanteans, 2008– 352 с.. 2008

Еще по теме Агни-йога:

  1. Хатха-йога
  2. Йога для детей
  3. Лечебная йога
  4. Откуда к нам пришла йога?
  5. Что такое йога?
  6. целительная йога
  7. Полезна ли йога детям?
  8. Что йога дает родителям?
  9. Алоиз Рааб. ЙОГА ПРОТИВ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И БОЛЕЙ В СПИНЕ0000, 0000
  10. Коллектив авторов. Йога. Большая иллюстрированная энциклопедия! / Пер. И.Крупичевой.- М.: Изд-во Эксмо,2006. - 256 с: ил., 2006
  11. Поза с поворотом позвоночника.src="Йога%20-%20Большая%20иллюстрированая%20энциклопедия.files/image238.gif"> МАРИЧИАСАНА III