<<
>>

Рассмотрим теперь этический аспект Учения Кришны:

Этика включает в себя три компонента:

а) отношение человека к другим людям, всем другим существам и ко всей окружающей среде;

б) отношение к Богу;

в) отношение к своему Пути к Совершенству.

Приведём высказывания Кришны по каждому из этих трёх разделов этического учения.

Послушаем, что говорил Кришна по пер­вому из указанных пунктов:

Кришна предлагает рассматривать всё, суще­ствующее во вселенной, как Проявление Бога в аспекте Абсолюта. Любовь к Богу — в данном Его аспекте — подразумевает нашу любовь к Творе­нию как к неотъемлемой Части Бога:

7:8. Я — и вкус воды, Я — и блеск Луны и свет Солнца..., и Пранава, и Вселенское Знание, и Кос­мический Глас, и человечность в людях!

7:9. Я — чистый запах земли и тепло огня! Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников!

7:10. ... Я — Сознание всех, развивших созна­ние! Я — великолепие всего прекрасного!

7:11. Я — сила сильного, которого оставили привязанности и сексуальная страсть! Я же — сек­суальная сила, не противоречащая дхарме, во всех существах.

7:12. Знай, что и саттва, и раджас, и тамас — от Меня происходят. Но пойми, что не Я — в них, а они — во Мне.

12:15. Тот, кто не причиняет страдания людям, ... — тот дорог Мне.

16:2-3. ... Сострадание к живым существам... имеет тот, кто обладает Божественной природой...

17:15. Речь, не вызывающая неудовольствия, ... приятная... — таков аскетизм речи.

17:16. ... Ко всем дружелюбие... — таков аске­тизм ума.

6:9. Тот имеет развитое сознание и продвинул­ся духовно, кто благожелателен к друзьям и вра­гам, равнодушным, посторонним, завистникам, род­ным, благочестивым и порочным.

Теперь — об отношении к Творцу:

11:54. ... Лишь любви дано созерцать Меня в Моей сокровенной Сути и слиться со Мной!

13:10-11. ... Непоколебимая и чистая любовь ко Мне...

— это признано истинным.

9:27. Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы под­виг ни совершал... — всё это делай как приношение Мне!

12:14. ... Стремящийся к Единению со Мной, постигающий с решительностью Атман, посвятив­ший Мне разум и сознание — тот любящий Меня ученик дорог Мне.

12:20. ... Все..., для которых Я — Высочайшая Цель, — ... дороги Мне превыше всего!

Об отношении к своему Пути к Совершен­ству:

Бог предлагает нам рассматривать свои жизни как возможность приблизиться к Совершенству че­рез непрестанные усилия по преображению себя, а также активную созидательную любовь-служение Богу, проявляющуюся в служении людям. Приведу соответствующие высказывания Кришны:

Первое — это борьба со своими грубыми отрицательными эмоциями и земными влече­ниями:

12:13. Тот, кто не испытывает вражды ни к ка­кому существу, кто настроен дружелюбно и состра­дательно, ... уравновешенный среди радости и скор­би, всепрощающий,

12:14. всегда удовлетворённый..., — тот лю­бящий Меня ученик дорог Мне.

12:15. Тот, кто не причиняет страданий людям..., кто свободен от тревог, восторгов, гнева и страха, — тот дорог Мне.

12:17. Тот, кто... не ненавидит, кто не живёт в печали..., — тот дорог Мне.

5:23. Тот, кто может ещё здесь, на Земле, до своего освобождения от тела, противостоять силе земных влечений и гневу, — тот достиг гармонии, тот — счастливый человек.

16:21. Трояки врата этого ада, где гибнет чело­век: сексуальная страсть, гнев и жадность. Поэто­му человек должен отказаться от этих трёх.

16:22. Освободившийся от этих трёх врат мра­ка — творит своё собственное благо... и достигает Высочайшей Цели.

18:27. Возбуждённый, вожделеющий плоды сво­ей деятельности, жадный, завистливый, себялюби­вый, нечестный, подверженный ликованию и горю — такой деятель именуется раджастичным.

18:28. Надменный, грубый, злобный, упрямый, ... мрачный... — такой деятель именуется тамастич- ным.

Кстати, сексуальность, как и все другие свой­ства человека, можно дифференцировать по гу­нам.

То есть, представителям каждой гуны свойст­венна характерная для этой гуны сексуальность. Знание об этом есть повод для самоанализа и са­мосовершенствования, а также основание для луч­шего понимания других людей. Достойна поощре­ния лишь саттвичная сексуальность.

О саттвичности в тексте Бхагавад-Гиты сказа­но много: это — гармоничность, владение покоем ума, утончённость сознания, способность управлять своими эмоциями с отказом от грубых эмоциональ­ных проявлений, доминирование состояния тонкой и радостной любви, исключение эгоцентризма, на- сильственности. В методологическом отношении важ­но подчеркнуть, что саттвичность обретается толь­ко при здоровом и очищенном от грубых энергети­ческих включений теле. Она достигается, в том чис­ле, при условии полного отказа от мясной и рыб­ной пищи. Саттвичность может быть прочной толь­ко у того, кто предварительно полностью прошёл стадию кшатризма, развил энергичность, личную силу, сильный интеллект и приобрёл глубокие зна­ния о самом главном в жизни.

О борьбе с ложными привязанностями:

12:18-19. ... Свободный от земных привязанно­стей... дорог Мне.

13:8-11. ... Бесстрастное отношение к земным объектам..., отсутствие земных привязанностей... — это признано истинным.

2:62. Но, если он возвращается в уме к зем­ным объектам, — то поневоле возрождается при­вязанность к ним. От привязанности рождается же­лание всецело обладать ими, а от невозможности удовлетворить такие желания — возникает гнев.

16:1-3. ... Щедрость, отсутствие жадности... — кто обладает Божественной природой, эти качест­ва соединяет в себе.

18:49. Тот, кто сознанием свободен и везде­сущ, кто постиг Атман, кто умер для земных жела­ний, — тот достигает, путём отречения, Высшее Со­вершенство и свободу от всяких пут своей судь­бы!

О борьбе с эгоизмом и эгоцентризмом, а также с амбициозностью, которые являют­ся проявлениями низшего «я»:

12:13. ... Кто... без земных привязанностей и эгоизма, уравновешенный среди радости и скор­би, всепрощающий,

12:16.

... кто не требует ничего от других, — ... тот ... дорог Мне.

13:7-11. Смирение, ... простота, отсутствие эго­изма... — это признано истинным.

16:4. ... Высокомерие, гордость... — принадле­жат тому, кто обладает демоническими качествами.

12:18. Равный к другу и недругу, одинаковый в славе и бесчестии, в тепле и холоде, среди радо­сти и скорби, свободный от «земных» привязанно­стей,

12:19. одинаково встречающий похвалы и уп­рёки, немногословный, вполне довольный всем, что случается, не привязанный к дому, твёрдый в решениях, полный любви — такой человек дорог Мне!

Проблема борьбы с ложными привязан­ностями, а также с эгоизмом и эгоцентриз­мом радикально решается через:

— формирование верной духовной направлен­ности (то есть, всецельной устремлённости имен­но к Творцу),

— овладение своими индриями и

— прямое устранение своего низшего «я» в со­стоянии Ниродхи через медитацию «тотальная ре- ципрокальность». Если эта медитация осуществля­ется в Святом Духе — возникает состояние Нирва­ны в Брахмане, если в эоне Творца — происходит Слияние с Творцом.

А работа с индриями является компонентом психоэнергетического направления работы и воз­можна только для тех, кто освоили — в рамках рад­жа-йоги — приёмы перевода сознания из чакры в чакру, развили все три дань-тяна, а затем — на сту­пени буддхи-йоги — довели до совершенства оба «пузыря восприятия»[24].

О взращивании в себе положительных качеств:

12:19. ... Твёрдый в решениях, полный люб­ви — ... дорог Мне.

2:14. Соприкосновение с материей... бросает в холод и жар, доставляет наслаждения и страда­ния; эти ощущения — преходящи, они налетают и исчезают. Выноси их мужественно!...

2:15. Тот, кого они не мучают, кто (также) урав­новешен и стоек в радости и горе, — тот способен достичь Бессмертие.

4:33. Лучше всяких внешних жертв — жертва мудростью... Все действия... достигают соверше­нства у мудрого.

4:34. Обрети же мудрость через преданность, пытливость и служением! Мудрецы и ясновидцы, проникшие в суть вещей, посвятят тебя в это.

4:38. В мире нет лучшего очистителя, чем муд­рость. Через неё — искусный в йоге в своё время находит Просветление в Атмане.

4:39. Исполненный веры обретает мудрость. Обретает её также и владеющий управлением инд- риями. Достигнув же мудрости, они быстро прихо­дят в высшие миры.

11:54. Одной лишь любви доступно такое со­зерцание!... Лишь любви дано созерцать Меня в Моей сокровенной Сути и слиться со Мной!

О служении Богу:

14:26. ... Кто служит Мне с непоколебимой лю­бовью, тот, поднявшись над тремя гунами, досто­ин стать Брахманом.

5:25. Нирвану в Брахмане получают риши, ко­торые посвятили себя благу всех.

<< | >>
Источник: Антонов Владимир Васильевич. Лесные лекции о Высшей Йоге - Одесса: New Atlanteans, 2008– 352 с.. 2008

Еще по теме Рассмотрим теперь этический аспект Учения Кришны::

  1. а теперь отдохнем...
  2. Реферат. Этические проблемы искусственного оплодотворения2017, 2017
  3. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ОБ АЛЛЕРГИИ
  4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ШОКЕ
  5. Прикладные аспекты
  6. Глава 10. Гигиенические аспекты спортивной деятельности
  7. ]. ОБЩИЕ АСПЕКТЫ
  8. Глава 14. Психологические аспекты кольпоскопии и практические рекомендации
  9. Розділ 5. МЕДИКО-СОЦІАЛЬНІ АСПЕКТИ НАЙВАЖЛИВІШИХ ЗАХВОРЮВАНЬ
  10. СУЧАСНІ АСПЕКТИ ЛІКУВАННЯ ХРОНІЧНОЇ СЕРЦЕВОЇ НЕДОСТАТНОСТІ
  11. Глава 5. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ БИОПРОДУКЦИИ МОРСКИХ ГУБОК
  12. Глава 1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО РИСКА ИСТОРИЧЕСКИМ АСПЕКТ
  13. Организационные аспекты оборота БАД на фармацевтическом рынке России
  14. Клинические аспекты
  15. 2.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
  16. Психологічні аспекти діяльності лікаря
  17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЬПОСКОПИИ