<<
>>

Йога Сатья Саи

Возможно, кто-то за всё время наших послед­них бесед ждал: когда же мы, наконец, будем гово­рить о хатха-йоге?

Ведь в представлении очень многих людей йо­га — это есть именно и только хатха-йога! Созда­ются целые организации такой «йоги», проводятся фестивали и соревнования «йогов», которые даже и не подозревают о значении слова йога! Они даже иногда провозглашают лозунг «йога — без рели­гии!», не ведая того, что слово йога как раз и озна­чает религия, то есть, Слияние индивидуальных душ с их Творцом или, хотя бы, Путь к такому Слиянию!

(В первом случае слово йога пишут с заглавной бук­вы, во втором — со строчной).

Само же слово хатха (точнее — ха-тха) пере­водится как солнце-луна. Что это значит? Речь здесь должна идти о неоднозначности результатов при­менения методов хатха-йоги: они могут дать как по­зитивный, так и негативный эффект.

Дело в том, что человек, глубоко посвятивший себя хатха-йоге, оказывается на весьма опасном от­резке своего жизненного пути. Хатха-йога — это сис­тема тренировок с использованием, прежде всего, исполняемых с особой концентрацией специальных гимнастических поз (асан).

Для тела — это, да, хо­рошо. Это также учит концентрации внимания. Но при исполнении асан — в организме происходят энер­гетические преобразования, эффект от которых мо­жет быть как правильным, так и неправильным. За­висит это от соблюдения или несоблюдения прак­тикующим предложенных для нас Богом этических принципов. Это касается и образа питания (оно дол­жно быть безубойным), и контроля своих эмоций (т.е. следует избегать грубых состояний сознания и приучать себя к состояниям утончённым). Но ведь этому при преподавании и освоении хатха-йоги поч­ти никогда не уделяется должного внимания — и это ведёт к огрублению сознаний, уводя в проти­воположную от истинной цели йоги сторону!

Другой опасностью хатха-йоги является зачас­тую появляющиеся у практикующих ощущения соб­ственного превосходства над другими людьми (мол, я во как умею выкручивать своё тело!), а также своего якобы уже достигнутого «совершенства».

А это не только останавливает в развитии, но растит в человеке эгоцентризм, радикально противостоя­щий реализации истинной цели йоги: познанию Твор­ца через совершенствование себя (в качестве ду­ши, сознания) и Слиянию с Ним.

Все такие ошибки имеют главной причиной фи­лософскую некомпетентность как таких преподава­телей, так и обучающихся. Поэтому правильным ре­шением для стремящегося встать на духовный Путь будет сосредоточение своих усилий, в первую оче­редь, на изучении того, что нам рекомендует Бог. И, лишь познав, приняв и претворив это в свою жизнь, — будет возможно безопасно подбирать для себя те или иные конкретные методы совершенствова­ния.

Надо также понимать, что хатха-йога вовсе не может претендовать на то, что она приносит суще­ственные духовные достижения: она может лишь помочь человеку подготовиться к восхождению по духовному Пути. Поэтому её правомерно рассматри­вать как лишь предваряющую собственно йогу сту­пень, вовсе не обязательную именно для всех ду­ховных искателей. И потому посвящать хатха-йоге значительную часть своей жизни — это весьма не­разумно!

... Впрочем, было бы неразумно также и пол­ное отрицание использования отдельных элемен­тов хатха-йоги, например, релаксационных асан, о чём мы пишем, в частности, в нашей книге Экопси­хология. Также соответствующие асаны вполне уме­стны для профилактики и лечения некоторых де­фектов позвоночника.

* * *

Итак, сегодня мы продолжим говорить об уче­нии о йоге, развивавшемся и развиваемом в Индии. Мы уже рассматривали эту тему в наших беседах о йоге веданты, об Учении Кришны, о крийя-йоге, ос­нованной Бабаджи, о кундалини- и лайя-йоге.

Причём обращу внимание, что все рассматри­ваемые нами в этих беседах варианты йоги отно­сятся — именно в их психоэнергетической состав­ляющей — к ступени буддхи-йоги. Все они отлича­ются друг от друга лишь акцентами на те или иные нюансы развития и ведут адептов к единой Цели. По­этому понятно, что совмещение духовных богатств, накопленных каждым из них, даёт наиболее яркий эффект в продвижении практикующих.

... Кстати, всем ли понятны классификацион­ные различия между, с одной стороны, этапами (или большими ступенями) — и, с другой стороны, на­правлениями (или традициями) йоги?

Есть три принципиальных этапа психоэнерге­тического направления духовного Пути: хатха-йога (подготовительный этап, необходимый не всем), за­тем — раджа-йога (т.е. этап приведения в полный порядок энергетики внутри тела и окружающего его «кокона») и буддхи-йога (т.е. огромный этап, со­стоящий из очень многих более конкретных ступе­ней развития себя как сознания — через услож­няющиеся медитативные приёмы).

И также есть исторически сложившиеся вари­анты (традиции) освоения Пути, подробно рассма­триваемые нами в этих наших беседах.

* * *

Заглядывая в давнюю историю, обращу вни­мание, что до Воплощения Кришны среди людей, населявших территорию современной Индии, не су­ществовало именно массовой истинной духовной культуры. Информация, изложенная в четырёх Ве­дах, не содержала самого главного: внятного опи­сания Единого Изначального Сознания (т.е. Творца, Бога-Отца, Ишвары), а также методов постижения Его. В той литературе были изложены сказочная, ти­пично языческая мифология, также описание обря­дов поклонения тем «богам» и сведения из «народ­ной медицины» той поры, большинство из которых не представляет никакой позитивной ценности.

Единственной значимой философской мыс­лью в ту эпоху в Индии было знание о том, что всё Мироздание следует воспринимать как Единый Жи­вой Организм, с Которым нам — эволюционирую­щим индивидуальным душам — следует искать сли­яния. На этой основе сформировалась философс­кая традиция, получившая название веданта. Од­нако в веданте отсутствовали чётко сформулиро­ванные знания об Ишваре и о том, где и как Его мож­но найти.

Этот недостаток знаний впоследствии был ус­транён Аватаром Кришной. Именно Представитель Творца Кришна рассказал людям о Высшей Божест­венной Сути всего сущего — Ишваре-Творце. И Криш­на же указал основу методологии познания Ишва- ры — любовь-преданность по отношению к Нему, названную бхакти-йогой.

... К сожалению, людям свойственно забывать то, что им советует Бог. Это происходило на Земле всегда.

Впоследствии об Учении Кришны попытался напомнить людям Чайтания, провозгласив восслав­ление Кришны и развитие в себе эмоций любви к Нему (а также ко всем существам) — главным ме­тодом духовной самореализации.

Но и это оставило лишь малый след в исто­рии индуизма. Поклонение сказочным Ганеше и прочим фольклорным персонажам, бесполезное по­прошайничество пред ними — это оказалось для людских масс более удобной религиозной формой: ведь, уповая на обряды, на их тайную (мистичес­кую) силу, якобы имеющую место, — не надо прила­гать никаких усилий по изменению себя! Хотя ведь именно таких усилий ожидает от нас Бог...

... Следующими эпохальными событиями в ис­тории индуизма были Воплощения Гаутамы Будды и Бабаджи.

Но Учение Гаутамы Будды «не прижилось» в Индии, «не выдержав конкуренции» со всё теми же «удобными» — благодаря своему примитивизму — «фольклорными» вариантами веры и обрядовыми религиозными формами. И это Учение оказалось вы­тесненным за пределы Индии.

... Что же касается Великого Божественного Ма­стера йоги Аватара Бабаджи — то нам известны два Его Воплощения. Первое из них было описано в трудах, прежде всего, Йогананды, изданных в нача­ле 20-го века. А второе состоялось и вовсе весьма недавно: во второй половине того же века.

Во время первого из этих Воплощений Баба- джи, в частности, демонстрировал величайшие Бо­жественные способности к управлению твёрдой ма­терией.

А от Его второго из упомянутых Воплощений нам осталось лаконичное Божественное Учение, ли­тературно оформленное рядом Его учеников, вклю­чая нас.[64]

... Не следует думать однако, что Божествен­ные Учителя, представляющие Творца, помогают во­площённым людям только тогда, когда Они совер­

шают Свои Эпохальные Воплощения! Нет: Они пы­таются помогать нам всегда. И Кришна, и Чайтания, и Гаутама Будда, и Бабаджи с Его достигшими Бо­жественности Учениками, и многие Другие — Они всегда с воплощёнными людьми! Но проблема здесь состоит в следующем: для того, чтобы Божествен­ные Учителя стали доступными для прямого вос­приятия нами, — нам надо уже именно освоить весь­ма значительную часть Пути самосовершенствова­ния.

А такое бывает с людьми не столь уж часто... Поэтому-то Им и приходится воплощаться вновь и вновь — ради того, чтобы стать более легко вос­принимаемыми нами. И при этом Они принимают на Себя, в том числе, и земные страдания.

... Сейчас эту роль взял на Себя Аватар наших дней Сатья Саи Баба. И Он вновь напоминает лю­дям единое Учение Бога, выражая его лишь чуть иными словами, адаптированными для современ­ности.

Чему же учит Он?

* * *

Своё Учение Он не называет новым. Оно — лишь ещё одно выражение для нынешних конкрет­ных условий на Земле Единого Божественного Уче­ния, которое Бог постоянно повторяет людям через Своих Посланцев. Оно на санскрите называется Са- натана Дхарма — Извечный Закон.

Он говорит, что, хотя все мыслимые силы все­ленной сосредоточены в одной Его Ладони, но Он не будет делать всех людей без разбора счастли­выми. Ибо каждый человек имеет свою личную судь­бу (карму), им же самим созданную его прошлыми добрыми или дурными мыслями и делами. Также и своими нынешними поступками все люди создают себе судьбы на будущее.

Чтобы выйти из пучины земных страданий, че­ловеку следует жить в любви к Богу и всем суще­ствам. В том числе — в созидательной любви-слу­жении к другим людям. Служение людям, состоящее в помощи им в их позитивной эволюции, — это и есть служение Богу.

Главные враги человека, ведущие его к нако­плению отрицательной кармы, — это его непра­вильно направленный ум и неуправляемая эмо­циональная сфера с доминирующими эгоистиче­скими или грубыми эмоциями.

Эти трудности можно преодолеть укреплением веры, переориентацией ума на познание Божествен­ного, а также духовными практиками, нормализую­щими, прежде всего, эмоциональную сферу, позво­ляющими научиться управлять умом и сознанием.

Но ум, как таковой, — вовсе не враг челове­ка. Напротив, он — зачаток мудрости, и его следу­ет всячески развивать как анализирующую и твор­ческую функции сознания.

Также, чтобы очистить свою дорогу от карми­ческих препятствий, следует раскаяться во всех со­вершённых перед любыми живыми существами боль­ших и малых преступлениях.

«Искренней раскаянно- стью, — говорит Он, — все грехи могут быть смы­ты! Божья Милость — отзывчива! Если у Него есть желание простить — ничто не может помешать! Не­смотря на прошлые прегрешения, если есть глубо­кое раскаяние и любовь к Богу, — грехи смывают­ся и природа человека очищается! Бояться, что это не произойдет, — слабость! Бог имеет бесконечное сострадание, ищите Его любви — и вы получите про­щение!»[65]

«Самая главная духовная дисциплина — это по­иски собственных недостатков и слабостей и попыт­ки избавиться от них, приблизиться к Совершенст­ву!»[66]

Обретение веры — это первое. Второй шаг в этом направлении — любовь к Богу. Но как полю­бить Того, Кого ещё не знаешь? Поэтому-то и при­ходят на Землю в помощь людям Божественные Учи­теля — Непроявленное проявляет Себя в проявлен­ном для людей виде. Любовь к проявленному, ин­дивидуализированному аспекту Бога — более удоб­на для воплощённых людей.

Но люди должны понять также и то, что Сатья Саи — не только в теле, что Он — везде, где Он нужен, что для общения с Ним не нужно обязатель­но ехать к Нему в ашрам, что разговаривать с Ним можно из своего дома.

У всех людей, — учит Сатья Саи, — единый Бог. И не надо делить друг друга по признаку при­надлежности к тому или иному варианту веры. Ис­пользуя свои традиционные варианты Богопочи­тания, пусть все почитают Единого Вселенского Бо­га!

То, что действительно подразделяет людей, — это не варианты веры или национальности, а уров­ни духовной культуры.

Придти к Богу немыслимо без совершенной любви, ибо Он Сам есть Любовь и впускает в Себя только Себе подобных. А главный и первый прин­цип Любви есть Сострадание ко всем живым суще­ствам — от растений и насекомых — до Божествен­ных Посланцев.

Безубойное питание благоприятствует очище­нию ума и сознания. Этому же будет способствовать раннее вставание по утрам и ранний отход ко сну.

Второе, что должен сделать начинающий в ре­лигии, — это отказ от концентрации своего ума на от­рицательных чертах других людей. Каждый человек в своей (потенциальной) основе — Бог. Видьте в каждом — Бога, любите его так, как проявление Бо­га для вас! Я учу вас, используя положительные и отрицательные качества других людей!

... Различаются люди качествами их индиви­дуальных «эго», «я».

В том числе, есть и глубоко павшие, дегради­ровавшие души, увлекшиеся творением зла. Они мо­гут творить зло даже совершенно бескорыстно, не за плату. Такова уж их природа, она — как у моли: она жрёт и портит изделия — и не важно, какие: она одинаково жрёт и тряпку, и дорогое сари.

Но и таким людям Бог находит достойное при­менение в общем потоке Эволюции сознания. Дру­гие люди — на их примере — могут учиться тому, какими не быть; они должны познать и добро, и зло. Они смогут, оттолкнувшись от зла, пойти по пу­ти добра, к Совершенству, к Слиянию с Богом! Чело­век должен знать и то, каким он не должен быть, и то, каким должен. Не познав зло, трудно познать добро.

Люди зла также используются для корректи­ровки развития истинных садхаков (духовных под­вижников). В частности, так они получают напомина­ния о грядущей смерти, и это не позволяет им из­лишне расслабляться на Пути.

Смерть и Бог — вот две главные вехи для всех воплощённых людей.

Люди зла готовят себя к аду и к страданиям в последующих воплощениях. Но и им оставляется шанс на спасение: опомниться и покаяться. Покая­ние есть осмысленное раскаяние, ведущее к избав­лению от пороков.

Об этической самокоррекции Сатья Саи гово­рит, в частности, следующее:

Те, кто ищут блаженства в Атмане, не должны гнаться за наслаждением от чувственных объектов.

Так же, как тело без дыхания бесполезно и вско­ре начинает гнить и смердеть, так и жизнь без Исти­ны бесполезна и становится смердящим вместили­щем горя и раздоров.

Поверь, что нет ничего превыше Истины, ниче­го более драгоценного, более желанного, более проч­ного!

Господь, являющийся Самой Истиной, дарует Свой даршан (возможность созерцать Его) тем, у ко­го правдивая речь и любящие сердца.

Храни неиссякаемую доброту ко всему живу­щему, а также готовность к самопожертвованию!

Нужно контролировать свои индрии, обладать стойким характером и отсутствием привязанностей.

Прежде всего, избавься от пагубной эмоции за­висти к успехам других и от желания зла ближне­му. Будь счастлив, когда счастливы другие! Сочув­ствуй тем, кто в беде, и желай им удачи! Это — спо­соб воспитать в себе любовь к Богу.

Те, кто стремятся жить в радости, должны все­гда делать добро!

Тех, кто завоёвывают положение в обществе и добиваются мирской славы, люди прославляют как героев; но только те, кто побеждают свои индрии, — те есть истинные герои, которых нужно славить как завоевателей вселенной!

Жадность порождает только горе; лучше все­го — довольствоваться тем, что есть. Стремление к материальной наживе должно быть вырвано с кор­нем! Если позволить ему существовать — оно за­душит саму жизнь!

Как бы ты ни переживал, когда с тобой посту­пают незаслуженно, — никогда не поступай так по от­ношению к другим!

Искренне раскайся в ошибках и грехах, совер­шённых по невежеству, старайся не повторять их снова!

Не поддавайся трусости!

И не отказывайся от блаженства!

Не раздувайся от гордости, когда люди хва­лят тебя! И не унывай — когда порицают!

Вместо поисков недостатков у других — ищи свои собственные ошибки! Искореняй их, избав­ляйся от них! Найти хотя бы одну свою ошибку — это лучше, чем найти десять сотен чужих!

Не таи злобу и горечь на тех, кто указывают тебе на твои недостатки! Не отвечай на обиду тем же, указывая на ошибки других, но показывай им свою благодарность!

Попытка «раскрыть глаза» другим на их недо­статки — большая ошибка!

Хорошо — когда ты знаешь свои недостатки, плохо — когда выискиваешь их у других!

Если у тебя случился небольшой досуг — не проводи его в разговорах о чём попало, но исполь­зуй его в размышлениях о Боге или для помощи дру­гим.

Господа понимает только бхакта (любящий Его); бхакту понимает только Господь. Остальные — не могут понять их. Поэтому не обсуждай вопросы, ка­сающиеся Господа, с теми, кто не являются бхак- тами.

Если твои мирские желания не осуществились — не ропщи на любовь Бога: нет никакой связи ме­жду подобными желаниями и любовью Бога!

Если твоя медитация не прогрессирует долж­ным образом — не унывай! Когда приходят такие состояния — ищи свои недостатки!

Впрочем, всё этическое учение вмещается в одну краткую формулу Вьясы: «Всем всегда по­могай (дополню: помогай во всём добром), нико­гда никого не обижай!». (Ещё здесь надо пони­мать, что все — это вместе с Богом, с Богом на первом месте).95

Конечная задача каждого человека состоит в познании своего Высшего «Я», Которое является Атманом, Параматманом, Творцом. Но для этого дол­жно быть, в том числе, устранено низшее «я», про­являющееся в эгоцентризме и создаваемое умом.

Желания не есть мысли. Мысли становятся желаниями, когда они глубоко «погружаются» в объ­екты.

Желания, направленные к мирским объектам, производят удовольствие и страдание. Но если же­лание направляется к Богу — то оно дарует блажен­ство!

Способность правильно мыслить должна быть развита через «земные» дела. Но затем она может быть перерождена в функцию буддхи. Для этого «щупальца» сознания (индрии) должны быть пере­несены с объектов материального мира, пусть да­же и самых лучших, — на Божественное Сознание.

Мышление такого прогрессивно развивающегося че­ловека — во всех делах — поднимается на прин­ципиально иной уровень, ибо он на этом этапе по­степенно научается видеть «земные» проблемы — глазами Бога. Эгоцентризм такого человека посте­пенно заменяется на Богоцентризм.

Как отказаться от порочной работы ума, ме­шающей дальнейшему продвижению? — Очень про­сто: не пытайтесь «заглушить» её, но просто думай­те о Боге! Природа ума такова, что ему надо быть чем-нибудь поглощённым, — так дайте ему быть поглощённым Богом!

Нерегулируемый ум похож на змею: он имеет две тенденции — двигаться не прямо и захватывать все вещи, которые он видит. Но он должен быть принуждён идти прямо к Богу, обратившись прямо к Нему!

Когда у прогрессирующего человека мышле­ние осуществляется уже не умом, но буддхи, то буддхи погружается в Бога, чтобы стать Им.

Вот почему столь важно приучить себя быть повёрнутыми лицом (лицом сознания) в сторону Бо­га.96

Есть две главные темы, о которых надо всё время помнить: это — грядущая смерть и Бог. И есть две главные темы, о которых надо забыть: это — зло, причинённое вам, и добро, сделанное вами для других.

«Время — самый драгоценный подарок в мире. Не тратьте его на грубые слова и недобрые дела! ... Нельзя тратить время впустую!... Оно никого не ста­нет ждать. ... Потраченный без пользы миг — упущен навсегда, его уже не вернёшь... Никто не знает, когда

истечёт его срок. Рука времени в любой момент мо­жет сразить вас...

В своих действиях вы должны подняться до уровня героических личностей, а не слабоволь­ных людей!

Тело надо поддерживать и сохранять как сред­ство для этой цели.

Но помните, что вы не есть тела, а эти тела — не вы.

Это тело — всего лишь инструмент, орудие, да­рованное Господом. И пусть оно служит по назна­чению».97

О теле нужно заботиться: оно — средство для развития себя, для своей Богореализации. Его нужно мыть, хорошо кормить, лечить, если заболевает; при этом нет никаких противопоказаний к тому, чтобы применять для лечения и «внешние» лекарственные и прочие лечебные воздействия.

Но еда — это не средство наслаждения! Еда — это как заправка машины топливом. Она — не­обходимый элемент в служении Господу.98

Памятование о приближающейся смерти дол­жно торопить. Но отнюдь не вводить в уныние или отчаяние.

Наоборот: помощь другим, созидательное об­щение с единомышленниками, успехи на Пути само­совершенствования — должны нести радость, счас­тье.

«Счастье существенно для Богореализации. ... Если человек несчастлив — это не просто не­достаток. Это — недостаток, который является од­ним из наиболее серьёзных! Это — препятствие к самореализации!

[21].

[21].

В большинстве случаев люди несчастны из-за мирских устремлений, привязанностей, наслажде­ний: у них слишком много интереса к мирскому.»[67]

Причина многих страданий людей состоит в том, что только через страдания Богу удаётся убе­дить их в необходимости обратиться внутрь, вглубь многомерной структуры своих организмов, занять­ся самоанализом. Без этого таким людям никогда не избавиться от страданий! Бог ведь — внутри, в Глубине! Он исцеляет — оттуда! [68]

(Поясню: Уход вглубь, однако, ничего общего не имеет с просто умствованием или даже «психо­аналитическим» «ковырянием» в своём прошлом. «Подсознание» — это исходно неверный термин, не связанный никак с понятием «сознание». То, что называют «подсознанием», — это всего лишь за­бытое ума, это — тоже манас. Манас предназначен для обеспечения жизни в материальном мире, буддхи — прежде всего, в нематериальном.)

Манас, — продолжает Сатья Саи, — должен войти в буддхи через погружение в духовное серд­це и — там — вглубь многомерного организма — к слиянию с Высшим «Я». Так личный ум человека сливается с Мудростью Бога.

«Вы страдаете, испытываете боль и муки толь­ко тогда, когда удалены от Истины.

Пока вам неведома реальность Всевышнего — вы ошеломлены, подавлены шумом мира. Но, как только вы глубоко погружаетесь в царство духов­ного поиска, — всё становится ясным, и внутри вас пробуждается знание реальности. А до тех пор вы будете находиться среди бессмысленного шу­

ма аргументаций, споров и напыщенной саморек­ламы.

Каждый, кто стремится достичь Вечности по­средством бхакти (преданной любви к Богу), дол­жен стараться обрести следующие качества: он дол­жен держаться подальше от суеты, жестокости и лжи мира сего и быть в истине, правдивости, люб­ви и спокойствии. Это — поистине Путь бхакти!

Те, кто хотят Единения с Господом, те, кто хо­тят благосостояния миру, — должны признать ни­чего не стоящими и отбросить такие понятия, как хвала и порицание, положительная и отрицатель­ная оценка (тебя людьми), благополучие и не­благоприятная обстановка... Никто, даже Бог и Ава­тар, не могут избежать критики и обвинений. Но Они этого не боятся.»[69]

«Человек должен в молитве просить всё новых и новых возможностей для служения — и радова­ться, когда их получает. Такое отношение приносит безмерную радость! Вести жизнь, наполненную та­кой радостью, — это истинное блаженство! ... Если об этом помнишь всегда и поступаешь соответст­венно, то жизнь превращается в непрерывное слу­жение Господу. Понятия «я» и «Ты» вскоре исче­зают, не остаётся даже признаков эго.

Какой бы ни была красивость речи и какой бы высокой ни была учёная степень — всё это беспо­лезно! Для того, чтобы воплотить Учение... в реаль­ную жизнь, надо ...видеть самую Суть и смотреть внутри Неё. Только тогда непременно достигнешь блаженства!...[70]

Служение другим людям по принципам карма- йоги не только развивает человека по всем крите­

риям и улучшает его карму, но также — при пра­вильном отношении к своему служению, т.е. при восприятии себя в качестве помощника Бога, — ведёт к постепенному слиянию своего «я» с «Я» Божественным.

«В доме каждый из членов семьи выполняет предназначенную для него работу. Вечером, когда вся работа закончена, никто не говорит: «Отец, я выполнил такую-то и такую-то работу, ты должен мне заплатить!». Ведь это — одна семья, поэтому вы не требуете платы за работу, вы просто её вы­полняете.

Но, если кто-то со стороны приходит работать в ваш дом, — то вы договариваетесь о плате и платите соответственно. То, что вы платите кому- то, показывает, что он — не из вашего дома.

Но когда кто-то становится вашим, вам не нуж­но ему платить. Он работает с интересом, не ожи­дая за свою работу никакого вознаграждения.

То же самое — и с Богом. Когда вы знаете, что Бог — самое близкое и дорогое для вас Суще­ство и что вы и Он — одна семья, вы не требуете платы. Тот, кто полностью предаёт себя Богу, тот — Мой! И он не должен ждать вознаграждения.

Если же кто-то говорит: «Я так много времени отдал садхане!» и устанавливает торговые отноше­ния с Богом, говоря при этом: «В своей садхане я сделал столько-то и столько-то и должен получить такое-то и такое-то вознаграждение!», — то это совсем другое.

Совершайте вашу садхану — и вы приблизи­тесь к Богу! Тогда вам не нужно будет говорить Ему, что вы хотите это или то, — потому что вы станете для Него как Его малое дитя. Он придёт и даст вам больше, нежели вы попросите!

«Вверить себя Богу — означает посвятить Ему каждую мысль и действие, не желая плодов этого действия (для себя). Совершайте действия не ради его плодов (для себя), а потому, что это — ваш долг! Действие посвящается Богу, и результат то­же пожинается Им!

Действия, совершаемые таким образом — без желания их плодов для себя в процессе их совер­шений — свободны от кармических неблагоприят­ных последствий. Поскольку эго при таких дейст­виях не подпитывается и не стимулируется — оно в скором времени исчезает.»

Супружество и карма-йога учат заботе о дру­гом, о других. Так взращивается заботливость — ат­рибут Любви. Так расширяется охват любовью всё большего числа людей. Своё примитивное «я» те­ряется во всеобщем «мы».

Дальнейший же прогресс в этом направлении обеспечивается медитативными техниками, смыва­ющими с Высшего «Я» все оставшиеся наслоения.

Но Сатья Саи предупреждает от того, чтобы до­веряться разным «гуру» только на том основании, что они себя таковыми провозглашают. Он гово­рит, что настоящий Гуру — это только тот, кто сам знает Бога и способен привести к Нему. Таких лю­дей — крайне мало. Или же — что ещё лучше — это когда Гуру является Сам Бог.

Также Сатья Саи вполне определённо указы­вает, что далеко не всем людям показаны медита­тивные тренировки: все люди очень различны, пре­жде всего, по возрасту душ. Для молодых и незре­лых душ медитативная работа может оказаться разрушительной. Далеко не все люди оказываются способными даже вообще-то понять, что такое ме­дитация. Например, сноподобные ментальные обра­

зы типа полётов на другие планеты — ложная и вред­ная практика.[71]

Истинная суть каждого человека — это Океан Сознания Творца. Задача человека — через садха- ну (путь духовного подвижничества) — развить се­бя до практической реализации (а не только умст­венного принятия) этой истины.

На этом Пути человек должен превратиться из дживы (индивидуальной души, привязанной к те­лу и материальным предметам) — через буддхи- йогу — в Чит (чистое, т.е. очищенное и утончённое до уровня Творца сознание, тождественное Атману, Высшему «Я» человека).

У развивающейся по этому Пути души с опре­делённого момента появляется способность к ви­дению в тонких эонах — по мере их освоения. Про­никшее в высшие эоны сознание человека науча­ется видеть Бога — в том числе, как Живой Свет­Огонь — и взаимодействовать с Ним.

С определённой стадии буддхи-йоги адепты мо­гут ощутить материальный мир как бы «наложен­ным» на Свет Божественного Сознания. Тогда — ста­новится легко «провалиться» в Него, раствориться в Нём, стать Им.[72]

Бхакти-йога, т.е. самореализация через любовь к Богу, — это высшая йога, Высший, Прямой Путь. (Отмечу от себя, что задачи бхакти-йоги реализуются именно посредством освоения рассматриваемых на­ми ступеней духовного Пути).

Истинная (в потенциале) суть каждого челове­ка, — продолжает Сатья Саи, — это Бог. Бог дейст­вительно находится в пределах многомерного орга­низма человека, в самой его глубине, в наитончай­

ших эонах. Надо лишь научиться перемещать туда концентрацию сознания, затем закрепиться там. Это и будет полной Самореализацией, Богореализаци­ей себя, полным и окончательным Освобождением из плена мира иллюзий.

Богореализация достигается человеком через любовь, влюблённость в Бога, которая позволяет утонуть в Его Пламени, в Объятьях Его Любви, сли­ться воедино с Любимым.

Это — единственный вариант обретения выс­ших духовных достижений, других вариантов нет. Именно этому учил и учит Бог людей на протяже­нии всей истории человечества. Это — основа всех серьёзных религиозных систем. Но люди забыва­ют об этом, и приходится им опять напоминать.

Любовь к Богу — это Прямой Путь!

* * *

Главное внимание в Своих проповедях Сатья Саи уделяет именно этическому аспекту развития людей. Также — Он сообщает общие сведения о Бо­ге, о необходимости переключить своё внимание с погони за материальным — на изучение и позна­ние Его. Это есть первый, начальный этап духов­ного развития каждого человека.

Что касается психоэнергетического аспекта раз­вития в рамках раджа-йоги — то Сатья Саи ограни­чивается указаниями на необходимость поддержа­ния энергетической чистоты внутри наших тел. И, в частности, Он рекомендует разжигать свет внут­ри чакры анахаты, используя, например, образ све­чи. Этот свет затем пусть заполнит всё тело. Его же можно будет дарить другим людям и прочим су­ществам.

Хотя такие рекомендации очень трудновыпол­нимы без дополнительных (вспомогательных) при­ёмов, но зато они остановят тех, кто пока ещё не­достойны того, чтобы быть впущенными на сле­дующие ступени психоэнергетического роста.

Для успешных же духовных подвижников, спо­собных уже сейчас продвигаться дальше, Сатья Саи сообщает знания в рамках буддхи-йоги, предлагая медитативные приёмы Обожествления индивиду­ального сознания и Слияния с Сознанием Изначаль­ным.

В практике нашего личного ученичества у Са­тья Саи — Он на протяжении очень многих лет да­вал нам указания и по конкретным событиям, про­исходящим вокруг нас в материальном плане, и по нашему служению, а также обучал нас медитатив­ным приёмам на Его рабочих площадках. (О неко­торых из них можно получить представление с по­мощью нашего Сй под названием ‘Места силы’).

А теперь я приведу несколько отрывков из на­ших личных бесед с Ним.

* * *

— Баба, как может человек научиться мыслить так, как мыслишь Ты?

— Нельзя просто выкинуть всё из головы и за­менить Мною, Моим Сознанием... — тогда получил­ся бы биоробот, марионетка. Нет, нужно вырастить собственный интеллект, собственную способность мыслить так. И только затем — эта способность мыслить именно сознанием (т.е. не манасом, но буд- дхи) соединяется с Моей Божественной Мудростью!

Так и происходит развитие души. Вначале че­ловек должен учиться быть любовью и расти в ка­честве любви. Затем он учится дарить свою лю­бовь Мне. Так — постепенно — и осваивается Сли­яние со Мной.

Если же в человеке ещё нет любви... — то ему просто нечем слиться со Мной!

А потом к любви добавляется аспект силы.

И когда ты именно все силы души даришь, от­даёшь только служению Мне — ты начинаешь учи­ться Слиянию с Моим Всемогуществом. Это — очень постепенный процесс.

Вот так же, постепенно, можно научиться у Ме­ня и Божественному мышлению.

Ведь бытие во Мне — это бытие Мною! И те­чение, и суть твоих мыслей должны этому соответ­ствовать! Предлагаю освоить широкомыслие: мыс­ли текут легко, свободно, плавно и спокойно, из Глу­бины проявляясь на физический план. И тогда мож­но охватывать сознанием не только леса, поля, ре­ки, озера с их обитателями, но и страны, континен­ты, нации и сообщества людей, ощущая одновре­менно и всех вместе, и каждого в отдельности.

Да, надо научиться у Меня — и любить, и мыс­лить, и действовать! Низшее «я» нужно именно за­менить Высшим «Я» — твоим Истинным, Божест­венным «Я», Которое единосущно с «Я» Вселен­ского Бога!

Причём это, на самом деле, — не конец Пути. Каждый, Кто стал со Мной Одно, продолжает раз­виваться уже во Мне, растя и совершенствуя Своё служение — служение эволюции сознаний во все­ленной.

Те из Нас, Кто приходят на Землю, воплоща­ясь, — отличаются Друг от Друга. Но не тем, что Кто-то «главнее» или, наоборот, менее значим. От­личия — в том, что Одни подобны росткам, только- только поднявшимся на поверхность из беспре­дельного Основания — из Океана Творца, Другие же подобны мощным великим древам, которые произ­растают уже очень давно.

И всё же, как бы ни был велик Каждый, исхо­дящий из Меня, Он — всего лишь маленькая Час­тица Великого Цельного Изначального Океана!

... Любовь — многогранна! Ты можешь познать разные её аспекты: любовь-дружбу, любовь-забо­ту, любовь-нежность, любовь-уважение и благого­вение. А теперь — соедини всё это вместе!

Также — следи за Мной, за каждым Моим дви­жением, за каждым «шорохом мысли»! Я направ­ляю тебя и всех вас! В том числе — через действия разных негодяев.

Вдумайся: какова ваша цель? Ответ прост и очевиден: без остатка стать Мной!

Стать Мной, быть Мной — что может быть пре­выше этого? В Моём Бытии — всё то Наивысшее, о чём может только мечтать человек!

Объясняйте это людям! Раскрывайте перед ни­ми эту Цель во всём её сияющем величии! Пусть каждый поймёт, что Бог — не хозяин-узурпатор, но в Нём — наивысшая Свобода каждого, о которой большинство людей даже и помыслить пока не в состоянии!

Сначала человек, посвятивший свою жизнь Мне, должен познать, каково это — быть Мной.

Затем он должен принять безусловное реше­ние пожертвовать той жизнью, которой он жил до этого, — ради того, чтобы придти к Жизни во Мне во всей полноте. Такому искренне устремлённому искателю помогаю Я.

Постепенно он должен отбрасывать свой ста­рый образ жизни и преобразовывать свою жизнь — к той, которую раскрываю перед ним Я.

Когда у него не остаётся ничего в жизни от ус­тремлений низшего «я», а есть лишь Я — тогда он воистину становится Частью Меня.

Бог не может подарить Себя тому, кто не рвёт­ся к Нему всей душой!

В каждом из стремящихся к Познанию Меня должна возгореться великая устремлённость ко Мне — в Океан Моей Любви! Я хочу от людей во­все не вялотекущего памятования о Боге!...

Медитация приносит истинные плоды тогда, когда любовь возгорается так, что между тобой и Мною не существует уже преград! И тогда — уже не существует более твоей отдельности!

Истинное Богопознание начинается тогда, ко­гда пламень твоего сердца становится частицей Бо­жественного Огня. Только когда ты становишься Огнём Любви — тогда ты можешь познавать глав­ную Суть себя, Которая и есть Бог в аспекте Твор­ца!

— Как можно успешнее возжигать в людях та­кую любовь?

— Огонь возжигается от огня.

Моя горящая Любовь, прикасаясь к сердцам воплощённых, возжигает души!

Нужно подводить людей к тому порогу, где каж­дый касается Меня! И каждый пусть остаётся здесь со Мной — один-на-один.

И если душа, прикоснувшаяся ко Мне, продол­жает светить и для других — это и есть истинное горение!

Обитель Моя — лишь для немногих! Она — для тех, пред кем Я голову преклоняю, для тех, кто не ради себя, а ради Меня кладут свои жизни! Вот — главный критерий!

Я — всегда среди вас! Мою Любовь каждый может ощущать повсюду!

Пусть каждый здесь и сейчас ощутит динами­ку потока эволюции сознаний: это подобно тому, как одни частицы воды в болоте протухают, и в то же время в некоторых стремнинах другие частицы воды, обгоняя друг друга, стремятся вперёд!

Светом Моим наполняйте души, чтобы они вос­кресли к жизни в Любви!

Я излучаю Брахманический Свет через ваши Атмические Махадубли, Они — как Световоды!

Слои Абсолюта — ваши «одежды», и вы жи­вёте под ними!

Всегда осознавайте свои новые Атмические Те­ла — в Полный Рост! Ими — нужно научиться жить, и по мере этого тело физическое обожествляется, а также происходит перенос руководящего центра души в Параматман — в «Я» Бога!

Возможна полная свобода от тела, когда оно будет отделено от сознания через смерть. Но воз­можна и иная свобода от тела — столь же полная! — и без его смерти; именно для этого нужна про­работка тела Сознанием Творца...

Люди, Которые научились быть Океаном, — Они живут, соединённые с Бесконечностью Меня!.

Ради завершения полного переноса самоощу­щения в Творца — необходимы не только этичес­кая чистота и полнопреданность, но необходимо так­же энергии тела довести до Его состояния. Плюс — умение жить в «тотальной реципрокальности», т.к. Творец именно реципрокален индивидуальному «я».

Итак, пусть все твои мечты и помыслы станут Моими!

Пусть все твои устремления станут Моими! Пусть все твои решения станут Моими!

Пусть вся твоя любовь станет Моей Любо­вью!

Пусть все твои действия станут Моими!

Пусть все твои желания станут Моими жела­ниями!

Пусть вся твоя жизнь станет Моей!

<< | >>
Источник: Антонов Владимир Васильевич. Лесные лекции о Высшей Йоге - Одесса: New Atlanteans, 2008– 352 с.. 2008

Еще по теме Йога Сатья Саи:

  1. Хатха-йога
  2. Йога для детей
  3. Лечебная йога
  4. Откуда к нам пришла йога?
  5. Что такое йога?
  6. целительная йога
  7. Полезна ли йога детям?
  8. Что йога дает родителям?
  9. Алоиз Рааб. ЙОГА ПРОТИВ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И БОЛЕЙ В СПИНЕ0000, 0000
  10. Коллектив авторов. Йога. Большая иллюстрированная энциклопедия! / Пер. И.Крупичевой.- М.: Изд-во Эксмо,2006. - 256 с: ил., 2006
  11. Поза с поворотом позвоночника.src="Йога%20-%20Большая%20иллюстрированая%20энциклопедия.files/image238.gif"> МАРИЧИАСАНА III
  12. основы йоги Айенгара
  13. одна поза за ДРУГОЙ
  14. Значение йоги
  15. Вторая программа
  16. Мудрый йог
  17. Что в этом разделе?
  18. практика медитации